А вот как история с одними из самых смешных «обознатушек» летунов выглядит «сухим языком документов», а именно в отчёте командующего подводными силами Тихоокеанского флота ВМС США о сражении при Мидуэе:
«В 0155 по времени Пёрл-Харбора получен доклад подлодки «Грейлинг» о том, что 7 июня в 0440 по Гринвичу в районе 27-35 СШ и 174-38 ВД по ней отбомбились три армейские «крепости» из группы в 12 самолётов; близкие промахи, повреждений нет. Почти одновременно с этим было получено сообщение от армейских «крепостей», что они атаковали вражеский крейсер, который затонул в течении 15 секунд. После сличения времени и координат в обоих сообщениях был сделан вывод, что речь идёт об одном и том же инциденте.»
На самом деле по ним отбомбились два звена B-17E, высыпавших в сумме двадцать 463-кг бомб с замедлением взрывателя 0,1 сек, так что осколков по счастью не было. Судя по всему, во время атаки второго звена подлодка уже била рекорды по экстренному погружению, так что бомбы этого звена они уже не увидели.
Что характерно, в отчётах командиров машин первого звена, бомбившего с 3000 м, цель опознана как «лёгкий крейсер» или «корабль неустановленного типа», а у второго, работавшего с 2800 м – «эсминец или подлодка», с оговоркой, что «точная идентефикация цели с такой высоты затруднена». Но доложили, конечно, о крейсере.
Выводы обе стороны «конфликта» сделали разные. Командование подводников при первых же сеансах связи с действующими в районе подлодками приказало им немедленно погружаться, завидев любые самолёты, даже будучи твёрдо уверенными, что это свои. А командир эскадрильи тяжёлых бомберов в своём рапорте о сражении меланхолично заметил, что неплохо бы снабдить каждый самолёт биноклем, хотя бы ручным.
А подлодка «Грейлинг» погибла в районе Филиппин почти полтора года спустя, в сентябре 1943 г., при неизвестных обстоятельствах.
Автор - Ник Колядко