Найти в Дзене
Вижу красоту

1931 год: «Неудачный опыт» нового советского фарфора

Трифон Подрябинников. Тарелка «Новгородская стройка». 1930-е. Бронницы. Диаметр 24,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 15668. Госкаталог: 7559555. Источник: goskatalog.ru
Трифон Подрябинников. Тарелка «Новгородская стройка». 1930-е. Бронницы. Диаметр 24,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 15668. Госкаталог: 7559555. Источник: goskatalog.ru

Друзья, продолжаю делиться с вами сведениями статьи, датированной 4 января 1931 года, прежде всего давшими мне основания для ряда атрибуций. Текст весьма объёмный и потому представляю вам его частями.

Соколова Н. Пути художественного оформления массовой посуды в реконструктивный период // Художественное оформление массовой посуды: Сборник / Под ред. А. В. Филиппова; Гос. акад. искусствознания. Сектор пространственных искусств. – Москва; Ленинград: Изогиз, 1932. – С. 7–28.

Разобранные нами стилистические направления в плане анализа художественного метода помогают вскрыть те узловые пункты, от которых мы отталкиваемся, и подчеркнуть те тенденции, с которыми мы должны бороться, хотя непосредственного широкого применения в массовой продукции они не имели. Мы остановимся на двух основных категориях попыток, принципиально отличающихся друг от друга, но объединяемых задачей перевести оформление продукции на советские рельсы. Первая категория попыток (отрицательная) пошла по линии пассивного приспособления новой тематики к старым художественным традициям.

Обратимся к конкретным примерам.

-3

1. Новгородская стройка (см. иллюстр. 6). Сюжет – явно советский. Перед художником стоит задача творчески оформить идею о социалистическом строительстве. Но, оперируя методом эмпирического, пассивного натурализма, погружаясь в детали ферм и кранов, художник оказался бессильным вскрыть идеологическое содержание темы. За что агитирует художник, куда и зачем мы вместе с ним поплывём – к живописным стенам монастыря или дымящимся заводским трубам?

Трифон Подрябинников. Блюдце «Новгородская стройка». 1929. Бронницы. Диаметр 15,1 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 16916/2. Госкаталог: 34211370. Источник: goskatalog.ru
Трифон Подрябинников. Блюдце «Новгородская стройка». 1929. Бронницы. Диаметр 15,1 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 16916/2. Госкаталог: 34211370. Источник: goskatalog.ru

Кстати, любопытная деталь – его «попутный» ветер дует сразу к двум разным берегам (надувает паруса вправо, а дым фабричных труб стелет влево). Вся эта новгородская «индустрия» подана сквозь призму советского «механического гражданина», которого тянет к живописному пейзажу, а ему «приказано» любоваться подъёмным краном. Перед нами образец наивного приспособленчества, идейной беспринципности художника.

Трифон Подрябинников. Чашка «Новгородская стройка». 1929. Бронницы. Высота 5,7 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 16916/1. Госкаталог: 34212308. Источник: goskatalog.ru
Трифон Подрябинников. Чашка «Новгородская стройка». 1929. Бронницы. Высота 5,7 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 16916/1. Госкаталог: 34212308. Источник: goskatalog.ru

Вся эта тяжеловесная чёрная композиция грузна для чашки: она противоречит данной для заполнения круглой поверхности блюдца: к тому же чашка, поставленная на блюдце, немедленно разрушит все старания художника. Одна и та же композиция механически развёрнута на разных плоскостях, назойливо повторяется и обнаруживает полное бессилие художника скомпоновать обе части единого целого.

-6

2. Остановимся на другом образце, который пытается решить актуальную советскую тему «Электрификация» (см. иллюстр. 7). Здесь то же бессилие охватить тему. Перед нами рассказ о девушке с электрической лампой, но не образное раскрытие идейного содержания взятой темы. Эмпирически-портретный характер изображения показывает неумение художника подняться до обобщения. Электрическая мачта дана как деталь, электрические лампочки – носители световой энергии — проштемпелёваны методически и сухо, как пуговицы. Сделанная формально лучше и грамотнее предыдущей, эта композиция также снижает большую тему. Это – электрификация сквозь призму обывателя, неспособного подняться до творческого оформления, заряженного высоким пафосом социалистического строительства. Диалектически обобщить новую действительность мешает художнику приверженность к пассивному, натуралистическому бытовизму, узкому эмпиризму.

С деревенской тематикой дело обстоит ещё хуже. Вместо маркиза и маркизы медальоны были заселены влюбленными колхозниками и комсомолками (напр. работы худ. Лебедевой, Адамовича и др.). Но нас не должны обманывать соблазнительные красные платочки, красноармейские шлемы и копны вместо купы «дерев» (см. иллюстр. 8 и 9).

Михаил Адамович. Чайник. 1920–1930-е. Дулёво. Высота 11,8 см. Государственный исторический музей / 10036 фф. Госкаталог: 20029669. Источник: goskatalog.ru
Михаил Адамович. Чайник. 1920–1930-е. Дулёво. Высота 11,8 см. Государственный исторический музей / 10036 фф. Госкаталог: 20029669. Источник: goskatalog.ru

Социальные нити этой продукции ведут к тому же блистающему центру, маленькому сгустку мещанской психоидеологии, заключённому в медальоне, пережившем не одну революцию.

-9

Интерпретация этой новой сюжетики остаётся прежней, только художник старается «угодить» новому хозяину. Та же лубочная идеализация, псевдонародническая сусальность, поверхностная и беспринципная. Толкование новых, социальных образов и новых, социальных отношений – интимно-лирическое, пейзанское (см. иллюстр. 41).

-10

Некоторым достижением в этой колхозной лирике является «трактористка» Подрябинникова, сделанная лаконично с пониманием ритмики кругового движения. Ободок на блюдце и на крае чашки усиливает впечатление движения. Впрочем, изящный силуэт трактористки больше смахивает на английскую леди за рулем автомобиля (см. иллюстр. 10).

Трифон Подрябинников. Чайник «Трактористка». 1930-е. Вербилки. Высота 9 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КСФР-1282/1. Госкаталог: 3673377. Источник: goskatalog.ru
Трифон Подрябинников. Чайник «Трактористка». 1930-е. Вербилки. Высота 9 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КСФР-1282/1. Госкаталог: 3673377. Источник: goskatalog.ru

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив