Найти тему

ОБЕЩАЮТ БЫТЬ ЛУЧШЕ НАС

В начале августа 2022 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса о научных заблуждениях россиян.

Научная грамотность — понимание сущности науки и знание ее базовых положений и достижений. По результатам ответов на шесть утверждений были выделены три группы по уровню научной грамотности: 2 и менее правильных ответа — невысокий уровень (21% россиян); 3-4 правильных ответа — средний уровень (44%); 5-6 правильных ответов — высокий уровень (35%). В большей степени на научную грамотность влияют образование, медиапотребление, возраст и размер населенного пункта, что логично и вполне объяснимо.

-2

Россиян с невысоким уровнем научной грамотности отличает старший возраст (в группе старше 60 лет 33% давали не более 2 правильных ответов); активное телесмотрение (43%); проживание на селе (32%); образование на уровне среднего и ниже (31-55%).

Процент россиян со средним уровнем научной грамотности выше среди имеющих среднее специальное образование (46%) и старше 45 лет (48-46%), а также проживающих в небольших населенных пунктах с численностью до 100 тыс. человек (48%).

Группу с высоким уровнем научной грамотности характеризует преобладание молодежи (61% среди 18-24-летних давали 5 и более верных ответов), активное потребление интернета (49%), высшее образование (45%), проживание в Москве и Санкт-Петербурге (51%), а также Северо-Западном федеральном округе (45%).

Несмотря на развитие образования и доступность любых знаний, треть россиян продолжают заблуждаться относительно такого базового положения научного описания мира, как устройство Солнечной системы. Каждый третий россиянин убежден, что Солнце вращается вокруг Земли (35%), за 15 лет показатель вырос на 7 п.п. В то же время только 12% согласились с тем, что оборот вокруг Солнца Земля совершает за один месяц (2007 г. — 14%; 2011 г. — 20%).

Высказывание о радиации вызвало у наших сограждан меньше затруднений. С утверждением, что радиоактивное молоко можно сделать безопасным, если его прокипятить, согласились лишь 7%. Это в 2 раза меньше, чем 15 лет назад (2007 г. — 14%).

В то, что первобытные люди могли прогуливаться рядом с динозаврами, верит каждый пятый (21%), в 2007 г. таковых была треть (30%). Довольно высока доля ошибочных ответов на вопросы о ГМО. Полагают, что продукты с ГМО могут вызвать рак, 44% россиян (−23 п.п. к 2014 г.). По мнению 32% опрошенных, генно-модифицированные продукты смогут победить голод на Земле (−6 п.п. к 2014 г.).

-3

Хотя значительная часть россиян продолжает заблуждаться насчет вращения Солнца вокруг Земли, по остальным представленным заблуждениям снизилась доля дающих некорректные ответы, то есть общий уровень научной грамотности населения постепенно растет.

Даже с учётом «протестных», сознательно неправильных, ответов картина неприглядная. Учитывая динамику её изменения, в очередной раз можно ужаснуться наглости или глупости госпропагандистов, которые 40 лет назад пели, что СССР самая читающая страна в мире, а сегодня рыдают по «лучшей в мире» советской системе образования. Миф о самой читающей стране был необходим руководству Советского Союза, чтобы подчеркнуть позитивные изменения, произошедшие со времён царизма, ликвидацию тотальной неграмотности в рекордно короткие сроки. Дефицит книг и информации вообще, порождающий ажиотажный спрос на печатную продукцию, только поддерживал этот миф. С развалом нерушимого книжные шкафы и полки в интерьерах быстро потеряли былой статус.

-4

Образовательная система была максимально настроена на противодействие генерации нового знания. Изучение законов Ньютона или «Евгения Онегина» Пушкина было огорожено глухим забором традиционных трактовок, выход за пределы которых не поощрялся. По сути, это напоминало изучение Святого Писания в церковно-приходской школе с дозволенной Синодом степенью экзегетики. Девочки, наизусть рассказывающие страницы из учебника по литературе о «Преступлении и наказании», имели очень слабое представление о Достоевском и его творчестве. А после получения аттестата и эти малые знания стирались рутинными проблемами.

Традиция не только сохраняла устаревшие научные взгляды, но и поощряла совершенно ненаучные теории, если они были удобны госпропаганде. Так, по крайне мере, до конца 80-х годов в школе учили, что неандерталец – это переходная ступень от обезьяны к современному человеку, хотя ещё в конце XIX века были обнаружены следы сосуществования неандертальца и кроманьонца (homo sapiens). Видимо, заточенность советской системы на воспроизведение старых знаний в ущерб новым была настолько велика, что в 2000 году журнал «Наука и жизнь» специально опубликовал статью под названием «Неандерталец нам не предок». Только 3-миллионые тиражи «Науки и жизнь» остались в далёком 1982 году. «Неандертальцы» такую периодику не читали и не читают, а девиз у них вполне традиционный – «Можем повторить!»

-5