Найти тему
AstroBlogus

XIV. Умеренность. "Лишь одной вещи не потерпят в тебе Грааль и его тайные свойства: твоих бесчисленных желаний"

У этого старшего аркана, как и у прочих, миллион разных названий, но основное, которое появляется на многих колодах, - Temperance, то есть воздержание, сдержанность, умеренность (в частности, в употреблении спиртного, суть коего - опьянять). Название "Равновесие", на мой взгляд, конечно, отражает некоторую суть аркана, но неполно.

Среди самых часто повторяющихся образов аркана - женщина (или же в некоторых случаях андрогинное существо), которая переливает нечто из кувшина в кувшин. Все это может быть обрамлено каким-либо контекстом, а может не быть обрамлено. На ум, конечно, сразу приходит, что это баба переливает из пустого в порожнее, но мы не будем в эту сторону мысль развивать.

Tarot de Besançon (Arnoult-Lequart, Paris 1748)
Tarot de Besançon (Arnoult-Lequart, Paris 1748)

Если мы обратимся к образу длительной варки - холодца, например, то в процессе этой варки можно наблюдать, как от от костей отваливается мясо, выпадают в осадок всякие ненужные элементы, на поверхность поднимается пена, выделяется желатин и прочие прелести. Варке можно уподобить некий длительный процесс, в котором мы крутимся, в который мы интенсивно вовлечены и так или иначе сталкиваемся с некоторым набором повторяющихся внутренних состояний как реакций на внешние события. Например, регулярные тренировки или регулярные походы в институт на пары, походы на работу и так далее. Обычно в этом процессе мы преследуем какие-то свои цели, которыми мы поглощены и ради которых в этом процессе участвуем, то есть наше внимание всё там, в этих целях, мы отвлечены на это внешнее достижение. Что-то имеет для нас первостепенную важность и мы к этому стараемся идти.

Проблема в том, что наши внутренние пути довольно жестко обусловлены различными причинами индивидуального свойства, и если процесс достаточно интенсивен, задействует мощно внутренние ресурсы и повторяется действительно чуть не каждый день, то в какой-то момент эта внутренняя сценарность, шаблонность становится уже невыносимой, особенно если цели не достигаются, но очень хочется. И вот в какой-то момент под воздействием огня и воды наконец наступает разделение фракций - мясо желаний, страстей и привязанностей отваливается от костей созерцания, выпадает осадок в виде мощных эго-коагуляций уныния, жалости к себе, ревности, алчности, зависти, ненависти, желания разрушить и т.д., и этот осадок первым дает о себе знать (что может быть обозначено арканом XV), поскольку наша телесность в первую очередь тянет нас вниз, к отягощению (тело является самым плотным коагулятом, в котором и всякая грязь, и нечистоты выделений, и прочий мусор, которым мы себя пичкаем). Чтобы подняться, сначала надо погрузиться в ады интенсивностей и жестких, грубых состояний. Дьявол - это я разделяю себя и другого, себя и мир, и мир мне при этом враждебен, потому что посягает на мое самоотождествление, на то, что за что я зацепился как за бытие, и без этого я себе бытия дальше не представляю.

Tarot de Jacques Viéville (1650)
Tarot de Jacques Viéville (1650)

И когда происходит растворение осадка (при приложении соответствующих усилий), тогда наступает тонкое состояние «все равно». Не пустотный нигилизм «гори всё огнем, ничего мне не надо, всё тлен», а именно тонкое и отрешенное состояние, что я просто наблюдатель, мне уже ничего из столь желанного еще некоторое время назад не надо — вся эта предыдущая интенсивность истрепала душу. Происходит внутренняя промывка и появляется ощущение тихой чистоты и пустоты, «зачем это всё?» - некоторое недоумение от того, что я тут делаю вообще и зачем вообще все это дальше продолжать. Произошла некая очистка, ректификация — осадок выпал и был растворен, человек теперь находится в отрешенной пустоте и чистоте, и непривязанности к той феноменальной реальности, в которой он до сих пор варился. Он слушает собственную душу и ее тонкие импульсы, привыкает к новой степени отрешенности и тонкости восприятия, поскольку тело-то никуда не делось, и ждет (возгонки, одухотворения). Потом можно снова вернуться к тому же процессу, если он еще требует вовлечения, но уже это будет совсем другое качество восприятия и проживания.

И если какое-то время в этом побыть, тогда вода из золотого сосуда духа перельется в серебряный сосуд души, и обратно, во внешнем мире что-то произойдет иное (а точнее, можно заметить нечто иное, что до сих пор выпадало из области внимания в силу отвлеченности, поглощенности процессами) – и тебя сдернет в каком-то направлении (Умеренность перевернется). Здесь будет тогда ощущение общего направления, вектора (в отличие от следующего уровня, где даже направления нет, есть только понимание области), но еще не будет понимания, как этого достичь. Есть просто знание, что тебе все-таки для внутренней гармонии и целостности еще не хватает кое-чего, и ты пока не знаешь, как и где это искать, нет ни конкретного образа, ни схем по достижению, есть просто тонкое интуитивное намерение.

** Если знать свой темперамент согласно воззрениям традиционной астрологии, то удивительным образом можно в этот момент пробуждения духовной интуиции понять, что тянет именно к тому, что регулирует индивидуальный внутренний баланс гуморов. Отсюда созвучие Temperance и Temperamentum (темперамент), который понимается как индивидуальный гуморальный баланс, и отсюда же и понятие равновесия. Но это динамическое равновесие, основанное на понимании своих природных склонностей и качеств, равновесие внутренних стихий.

1490-e Tarot de Charles VI
1490-e Tarot de Charles VI

Иногда есть задача довольно длительное время поддерживать в себе обретенное качество, состояние прозрачности, отсутствия страстных желаний, тонкости, непривязанности, учиться его удерживать, возвращаться в него, отпускать мысли, чувства, не держаться за них, не следовать им и уж тем более не действовать из них, а действовать из нечто иного. Например, это может касаться взаимодействия с женщинами (для мужчин), с мужчинами (для женщин), с родителями (для всех).

Приведу несколько цитат, которые, возможно, прольют больше света на туманную сущность аркана.

И.П. Кулиану, "Эрос и магия в эпоху Ренессанса": "Здравый смысл получает образы вне сетчатки глаза и пересылает их, адресуя нашей способности к воображению. Данте в своей эротической пневмофантасмологии идет еще дальше. В XXI сонете «Новой жизни» он показывает Даму, которая «обладает добродетелью, превращающей в благородное все, что охватывает ее взор; то есть как бы вводит потенциальную мощь Амура туда, где власти его ранее не было», через ее очи и ее уста является «новое чудо». Эта энергия не слабеет, неизменно перемещаясь по внутреннему духовному кругу; происходит «переливание» духа из одного сосуда в другой, что предполагает определенную взаимность — пусть и невольную — желания. Благодаря significatio passiva [пассивному означиванию] объект вожделения превращается в субъект, из которого истекает Любовь, но и сам он бессознательно истекает из Любви. Девственная невинность, которая лишь усиливает муки страсти, сладостная пытка «федели д'аморе». Своей Vita Nova («Новой жизнью») Данте проникает в некую таинственную область, которую нашими рудиментами средневековой психологии объяснить невозможно: мечта, видение.

Я полагаю, здесь ренессансная Умеренность указывает на определенное воздержание с целью сублимации эроса, то есть влечения, то есть внутреннего огня и вдохновения, указывает на культивацию, очистку от мусора в воображении самого человека каких-то образов, которые будут его вдохновлять на какое-то движение на следующем этапе. Можно сказать, что это созерцание божества на внутреннем экране. А учитывая, что фигуры на арканах не животные, а именно человеческие - мужские и женские, то весь путь по Старшим Арканам - это путь трансформации эроса из более грубых форм в более тонкие, от грубого вожделения к тонким стремлениям души, освобождение от доминации животной части.

Юлиус Эвола, "Метафизика пола": "Задача высокой аскезы - превышение человеческого как такового, полное перерождение личности, ее онтологического статуса. Оправдание аскетического, йогического или инициатического воздержания не в "морали". Мистериософия говорит о едином потоке с двойным приливом, символизируемым Океаном. Опускаясь вниз, он рождает поколение людей, вздымаясь вверх - поколение богов. Это и есть двойственность и поляризованность силы пола.
На тот же самый смысл указывает и XIV аркан Таро "Умеренность" ("Время"). Он содержит изображение крылатой женщины, переливающей некую жидкость из серебряного сосуда в золотой, при этом не проливая ни единой капли, -- на устремленность этого образа к высотам указывает расположенный в углу цветок, вырастающий из солнечного диска.
Так мы подходим к понятию "течения вверх", используемого в оперативной терминологии йоги". (здесь имеется в виду Таро Вирта).

Таро Освальда Вирта, 1927 г.
Таро Освальда Вирта, 1927 г.

Для Эволы краеугольным камнем является утверждение Традицией двух природ человека - смертной и бессмертной, преодолевающей время и становление, апофатической и катафатической природы, пустоты и проявления. И преодоление смертной природы является Царским путем, преодоление потока становления (опьяняющего потока Вод здешних), "убийство быка".

Вот что говорит сам Вирт: "В алхимии донельзя черное, то есть прошедшее через смерть и разложение, вещество подвергается омовению. Эта операция включает в себя целую серию дождей, вызываемых конденсацией паров, что выделяются из трупа под действием умеренного внешнего огня, который то усиливается, то ослабевает. Эти многократно повторяющиеся дожди отмывают вещество; из черного оно сначала превращается в серое, затем постепенно светлеет и в конце концов становится белым. А белый цвет говорит об успешном завершении первого этапа Великого Делания. Для того чтобы преодолеть этот этап, адепт должен очистить свою душу от всего, что ее обычно заботит. Если ему удастся путем самоотречения избавиться от всех сомнительных желаний, он обретет идеальную чистоту помыслов, без которой невозможно творить чудеса".

После смерти всех актуальных стремлений идёт умиротворённое состояние "ничего не хочу и ничего не надо". Можно начать различать разные голоса в себе, не увлекаясь ни одной доминантой, и обращать внимание на то, что происходит вокруг. Можно начать различать голос тонкой трансцендентной интуиции, голос верхней души, даймона.

В этом состоянии проявляется (и, хочется надеяться, исчерпывается) карма движения: если я просто прозрачно наблюдаю, накопленные события проявятся сами сквозь эту прозрачность. Нет нужды чего-то хотеть и за что-то переживать — все происходит само и просто происходит, надо лишь следовать тонкой интуиции.

Возвращаясь к традиционной астрологии и гуморам, цитируя Фроули, "болезни человека соответствуют его дефектам", иными словами - грехам, к которым человек наиболее склонен. Каждый человек может за собой заметить, что он склонен к недомоганиям и заболеваниям определенных типов, а к иным остается невосприимчив. "Наши дефекты коренятся глубоко внутри нас, много глубже тех поверхностных уровней, которые поддерживают физическое здоровье". А посему нельзя легкомысленно относиться к понятию греха как дефекта, который создает состояние разлада и нарушения порядка. Не-здоровье - это вхождение той меры хаоса в человека, которую он не в силах обуздать и подчинить порядку. Традиционный подход к лечению довольно радикален: он направлен на преображение человека и восстановление внутреннего здоровья человека (баланса гуморов) так, чтобы он был все менее склонен к соответствующим грехам, все менее увлекался током Вод. Отсюда и символизм этих регулярно повторяющихся очистительных ванн.

Коагулятом такого дефекта в Таро является аркан XV - выпавший осадок, который требуется растворить или пережечь. Как уже сказано, это сильные эго-проявления: ненависть, похоть, ревность, зависимость, алчность, зависть, гнев; то есть все это суть неведение, создание из неведения привязанности, а из привязанности логичным образом вытекает ненависть к тому, что угрожает этой привязанности. После растворения либо пережигания этого осадка требуется восстановить внутренний баланс и зафиксировать обретенное качество не-привязанности и воздержанности, и это все должно быть подкреплено мотивацией возгонки - отказа от вульгарных интенсивных состояний в пользу более тонких.

Есть два типа аскезы, в которую человек может выпасть на Умеренности, в зависимости от глубины дефекта и уже проведенной внутренней работы: первый - это полное отрицание, то есть полное воздержание от того, что нарушает индивидуальный баланс гуморов, в течение длительного срока или навсегда (как отказ от курения или алкоголя), причем это не будет ломкой и не будет приносить страдания, а развернется естественным образом: просто больше не хочу курить или пить; второй - пребывание в процессе в прозрачном состоянии, как зеркало, в котором что-то отражается и тут же исчезает, таким образом не создаются ненужные привязки и не возникает страдание.

На колоде Висконти-Сфорца изображена женщина с кувшинами, отсылающая нас к очистительным процедурам в процессе инициации и алхимического Делания. (см.
Джаммария, глава про Пиноккио). Под очистительными процедурами вполне может подразумеваться умеренность аскезы. Аскеза выбивает нас из вечного потока становления, из интенсивности проявлений, из удовлетворения желаний и прорастания новых желаний на базе уже удовлетворенных, а значит - из течения времени и подверженности этому потоку. Аскет преодолевает время.

Visconty-Sforza, Pierpoint-Morgan, ca. 1440
Visconty-Sforza, Pierpoint-Morgan, ca. 1440

Глеб Бутузов утверждает же, что это виночерпий Ганимед, вознесенный Зевсом на небо за свои благородные качества.

Как самый красивый из смертных, Ганимед - это тип человека, сделавшего все, что было в его собственных силах, для своего совершенствования и поднятого Божественной волей далеко за пределы достигнутого им самим.

То есть ты находишь внутреннюю точку совершенства, умеренности, равновесия пустоты и проявления и пребываешь в ней, фиксируешь этот достигнутый эликсир, состояние тихой отрешенности и самонаблюдения вне страстей. И тогда возможно одухотворение и поднятие вверх, против тока Вод.

П.Успенский: "Имя Ангела - Время. На лбу у него круг. Это знак вечности и знак жизни. Каждая жизнь есть круг, возвращающийся в ту же точку, откуда начался. Смерть - это возвращение к рождению. И от одной точки круга до другой всегда одно и то же расстояние... потому что расстояние нужно мерить по окружности в обе стороны, и тогда чем дальше будет в одну сторону, тем ближе в другую - и сумма всегда будет равна окружности.

Вечность - это змея, гонящаяся за своим хвостом и не способная его догнать.

В руках у ангела две чаши - золотая и серебряная. Одна чаша - прошедшее, другая - будущее. Радужная струя между чашами - это настоящее. Ты видишь, что она льется в обе стороны.

Это время в самом непонятном для человека аспекте.

Люди думают, что всё непрерывно течет в одну сторону. Они не видят, что всё вечно встречается и что время - это множество вращающихся кругов. Пойми эту тайну и научись различать противоположные течения в радужной струе настоящего".

William Wynn Westcott, ca. 1890
William Wynn Westcott, ca. 1890

На карте колоды псевдо-Мантенья изображен горностай у ног женщины. Горностай - это символ чистоты. По легенде, он предпочтет погибнуть, чем допустить, чтобы его белоснежный мех был запачкан, посему он служил символом невинности и целомудрия в смысле внутренней чистоты, а не в вульгарном смысле сексуального воздержания. Не касаться зла - не касаться похоти, алчности, то есть всего того, что унижает в человеке стремление познать истину и низводит человека до животного. Горностай сам по себе животное, но оно на вершине иерархии животных, это благородное животное.

-7

"Лишь одной вещи не потерпят в тебе Грааль и его тайные свойства: твоих бесчисленных желаний". Аркан Умеренности раскрывает эту тайну: интуиция и высшие состояния раскрываются только в умеренности и внутренней чистоте.