Дисклеймер: открыта ко всем добавлениям, мнениям, диалогам и спорам. Пользуйтесь комментариями по полной!
Группа «Андреграунд» для меня — недавнее открытие. Я познакомилась с их музыкой осенью прошлого года, и тогда меня обрадовали лёгкие фанковые вибрации и милое любвеобильное содержание их песен. Такое нечасто встретишь в русской музыке в целом и в инди-сегменте особенно: у нас больше принято грустить или как минимум загружаться. Поэтому музыка обратила на себя внимание.
Но для меня у этой воздушности была и обратная сторона: она быстро выветривалась. В последние годы я совсем мало слушаю музыки, и к этому материалу на грани попа, рока и фанка также возвращалась не особенно часто.
Тем не менее у «Андреграунда» много поклонников, люди знают все их песни наизусть: это я увидела на их концерте в марте в «Профсоюзе», когда публика пропела почти весь сет вместе с группой. Это было удивительное зрелище, лидер группы, Андрей, так здорово, непринуждённо общался с гостями шоу, а они в ответ отдавали ему своё тепло, любовь и кайф. Мне кажется, песни «Андреграунда», как и многих гитарных коллективов, эффектнее звучат живьём. По крайней мере мне показалось, что сила их мелодий особенно раскрывается в таком формате.
И вот в мае этого года (о боже, сколько времени уже прошло) группа выпускает новый альбом. Альбому предшествовала классная рекламная кампания, заслуживающая отдельного внимания. Новый альбом называется «Зеркало», что, мне кажется, сразу настраивает на некий эпический лад: в зеркале мы обычно пристально рассматриваем себя, выискиваем недостатки, иногда любуемся, часто находим то, чего не видели раньше. Зеркало может быть кривым, искажая наше восприятие себя, может быть тусклым, может быть цветным. В целом это очень распространённый символ во всех видах искусства: чего стоит одна сцена у зеркала Еиналеж в «Гарри Поттере».
Альбом, конечно же, о рефлексии (pun intended). В отличие от предшествующих пластинок группы, здесь больше песен о себе, об экзистенциальных переживаниях. Центральная тема альбома — эмоциональная пустота и поиск своего места. В контексте современной популярной музыки это проверенный и актуальный ход: «самые личные альбомы» выпускают как мейнстрим-суперзвёзды, так и нишевые проекты. Тот же Гарри Стайлз, о котором я рассказывала у себя в оранжево-розовой соцсети в прошлом месяце.
«Зеркало» скомпоновано концептуально иначе, чем предыдущие работы: здесь есть несколько стихотворных интерлюдий. Они задают тон альбому, проходят через него тревожной линией, и даже после самых энергичных и светлых треков как бы «приземляют» нас в неспокойный разум ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ. Это даёт альбому фундамент, делает его цельным, ну как впрочем и в любом «концептуальном» альбоме. Сейчас к интерлюдиям в том или ином виде прибегают разные артисты, мне вспоминается последний альбом Гаги, хотя там интерлюдии просто инструментальные.
Для меня это самая неожиданная составляющая альбома: она наиболее мрачная и сильно расходится с привычным образом группы и самого Андрея. Это крутой, хотя и рискованный, шаг вперёд, который удался: темп чтения, сдержанное раздражение в чуть пониженном голосе и синтетический фон — всё уместно и органично сливается с волнующим содержанием стихов.
Если же говорить о самих песнях, то это не занудный и заунывный плач (который, безусловно, имеет место, но это слишком очевидное решение), а энергичные, местами злые и даже танцевальные композиции. Смею предположить, что это связано, во-первых, с сутью самой группы, а во-вторых, с тем, что песни писались не в момент переживания, а чуть после. Интенсивность эмоций уже ослабла и стало возможным более рассудительно посмотреть на пережитый опыт.
Даже песня «Пустота», которая мне запомнилась больше других, повествующая о депрессивном эпизоде ангедонии, когда человек не хочет ничего и ничего не чувствует, — это именно поп-песня группы «Андреграунд», а не голый крик обесточенной души. Да, гармонически она более тревожная и «неровная», нежели предшествующие песни группы. И именно этим — формой — музыканты усилили ощущение, переданное в тексте, но придали ему динамику и многогранность.
Кстати, о форме. Я расслышала в этой пластинке куда больше влияния рок-музыки. Среди главных источников вдохновения я бы выделила брит-поп, гранж и конкретно 3 коллектива: Muse, Depeche Mode периода 00-х и Radiohead. Работа с гитарным звучанием — ещё один актуальный ход, который также отлично удался группе, ведь её изначальная инструментальная ориентация позволила ей усилить гитарный саунд не так нарочито, как это делают многие поп-артисты, желающие быть «в тренде».
Получается такой светлый образ: да, меня переполняют тяжёлые, едкие, язвительные эмоции. Но я также полон жизненной энергии, чтобы справиться с ними. Поэтому альбом заканчивается лиричной покачивающейся «Птичкой» — разговором с чем-то коренным, что помогает «заземлиться», и очень символичной песней с названием «Весна» о прощании с тяжёлыми временами и о решительном взгляде в будущее.
Это невероятно тяжело — убедить себя, что всё может быть хорошо. И очень круто, что «Андреграунд» смогли передать этот дух, эту надежду целиком в форме песни: не отдельно текстом, не отдельно музыкой, а комплексно. Это ощущение бурления и множества путей пронизывает тебя с разных сторон с каждой новой песней. Каждый увидит здесь отражение своего депрессивного эпизода, и услышит ответ на свою неразрешённую боль.
Спасибо Андрею и группе за возможность извлечь пользу из собственного горевания, и за хороший пример того, как не давать трудностям сделать тебя менее человечным.
Группа «Андреграунд» ВКонтакте: https://vk.com/theandreground