Несколько лет назад на Youtube появился проект Russian Pedalboard Project. Суть: педалборд состоит только из педалей отечественных производителей. Этим летом я обнаружил, что многие из них интегрировали в свои продукты управление по MIDI протоколу. Не долго думая, я заказал у каждого по такой педали и собрал компактный педалборд из отечественных педалей с MIDI:
Дисклеймер: все педали, приложения и инструменты, которые описываются в этой статье приобретены автором за свои кровные во имя интереса, гаса и такой-то... В общем, здесь нет рекламы и ничего такого, кроме желания высказаться, поддержать крутых ребят-производителей и поделиться знанием, которое, надеюсь, для кого-то окажется полезным или интересным.
Зачем педалям управление по MIDI?
MIDI — это свобода управления параметрами педали. Нам понадобится знание 3-х определений:
MIDI Channel (midi канал) — канал, по которому происходит «общение» с педалью. Пример из жизни — рации. Чтобы поговорить с другом по рации вам надо настроить их на один и тот же канал. В мире MIDI также. MIDI каналов в текущем протоколе доступно 16 штук.
Когда канал настроен, по нему можно отсылать сообщения:
Program Change (PC) Message — сообщение, которое отвечает в педалях за выбор пресета. Например, в педалях Dut Beardy Islander и Analogworm Noir mk2 доступно 16 пресетов. Если я хочу, чтобы педаль мне загрузила конкретный пресет, то я ей пошлю Program Change сообщение с номером нужного мне пресета: PC # 3. Пресет — сохраненная комбинация настроек педали.
Control Change (CC) Message — сообщение, которое отвечает за положение ручки педали (ручка Mix в Shift Line Prism II), выбор режима педали (режим Vibro-Flange в педали Analogworm Triangle mk2), байпасс педали (вкл/выкл) и т.д. Сообщения CC характеризуются двумя значениями: CC # 7 # 64. Такое сообщение установит ручку Mix на педали Prism II в центральное положение: # 7 — указывает на ручку Mix, # 64 — указывает на положение этой ручки.
Диапазон значений, которые может принимать PC или CC сообщение, заключен между 0 и 127 (редко бывает от 1 до 128). Узнать, какие сообщения за что отвечают можно из Midi Implementation Chart, который публикуют производители в руководствах пользователя.
Сценарии использования и контроллеры
Сценариев использования может быть множество (ограничение только в фантазии пользователя). Чаще всего это связано с автоматизацией определенных движений, нажатий и т.д. Наиболее распространные:
- автоматизация управления педалбордом. Например, когда по нажатию одной кнопки я хочу вызвать нужные настройки каждой педали для конкретной песни или её части;
- визуализация и удобство кручения ручек педали в процессе поиска новых звуков, вдохновения.
Детальнее о сценариях использования с примерами я напишу в последующих статьях, а сегодня сконцентрируюсь на втором сценарии на примере Shift Line Prism II.
Для того, чтобы посылать MIDI сообщения понадобится контроллер. Им могут выступать: DAW (Reaper, Ableton, Cubase и т.д.), приложение на iOS или Android, ножной контроллер (Morningstar fx, Behrigner FCB1010 и др.).
Сегодня я буду использовать iOS приложение Touch OSC. Оно доступно бесплатно для PC/Mac и платно для iOS/Android. Вкратце, TouchOSC - это среда, в которой пользователь может сам для себя создать удобный для него контроллер, например, для Prism II я сделал так:
Shift Line Prism II
Я настоятельно рекомендую прочесть материал на сайте, так как ребята крайне ответственно подходят к описанию возможностей своих продуктов. Похожее я вижу редко даже у именитых брендов.
Для меня Prism — это то новое блюдо, которое я всю жизнь хотел попробовать и наконец-то попробовал. Меня часто спрашивают: «зачем мне столько педалей?» (в конце покажу). Я это оправдываю поиском нового звука. Все мы иногда ходим в рестораны или листаем книги рецептов в поиске новых вкусов. Для меня игра с педалями играет такую же роль: производитель — повар, который дает мне или готовое блюдо, или рецепт. В процессе я испытываю гастрономическое аудиальное удовольствие от пробы чего-то нового.
Prism — это сложная игра с фильтрами, через которые сигнал проходит словно свет преломляется через призму. Мне очень важно создавать в звуке некоторое движение, что прекрасно реализуется при помощи фильтров и волн LFO. Посмотрите только на путь, который проходит сигнал:
Все это создает постоянно движущийся подклад, который оживляет любую гитарную партию. Особенно это ценно для сольных исполнений аккомпанемента и выгодно может украсить гитарное звучание при подыгрывании вокалисту. В этом примере на фоне можно слышать легкую реверберацию похожую на дуновение ветра — это звучит первая версия Prism 9.
Prism II — это творческая станция для вдохновения, которая содержит в себе бесчисленную палитру звуков. Прибор не имеет пресетов (сам прибор не умеет запоминать комбинации ручек), но позволяет через PC сообщения выбирать один из 12 алгоритмов. Алгоритмы создают звучание аналогичное шуму морского прибоя, дуновению ветра, уникальных ревербераций и все это находится в контролируемом движении.
Понимая все это, мне хотелось решить несколько задач:
- визуализировать для себя управление педалью;
- добавить возможность сохранять полученные новые звуки в пресеты;
- упростить кручение ручек, добавив «рандомайзер».
Все это у меня получилось при помощи Touch OSC. Крутилками педали управляют фейдеры. Они отвечают как за основные, так и за вторичные параметры педали, избавляя от необходимости зажимать Alt кнопку.
В основании каждого фейдера заметны цифры. Каждому фейдеру соответствует CC сообщение. Например, Mix — это CC # 7, а положение крутилки Mix определяет цифра у основании фейдера: # 69. Полный оборот ручки определяет диапазон значение от 0 до 127. Все это я знаю из Midi Implementation Chart
Так удобно записать значения, которые отвечают за понравившейся звук и далее уже точно знать как его вызвать. Это аналогичный способ запоминанию положения ручек.
Переключатели и кнопки отражены в верхней части шаблона:
Algorithm Banks отражает 4 банка по 3 алгоритма в каждом. Они покрашены в цвет диода, который загорается на Prism II при выборе алгоритма из соответствующего банка. На примере выбран второй алгоритм из синего банка. Beat отвечает за положение переключателя Beat, позволяющего настроить кратность времени модуляции: четверть, триоль, восьмая с точкой. Tails отвечает за режимы: kill dry (звучит только эффект), «с хвостами» (звучание эффекта остается при выключении педали), «без хвостов» (звучание эффекта обрывается при выключении педали).
Я думаю, что Tap, Hold и Bypass говорят сами за себя. Из удобного: добавлен калькулятор BPM к Tap. Задать нужный BPM, к сожалению, нельзя (я пока не разобрался как это сделать), но понимать, что там «натапано» уже можно.
Новое добавляют кнопки Random и Save/Load в верхнем правом углу. Random — это рандомайзер. При нажатии этой кнопки случайным образом выставляются значения ручек Rate, Detune, Base, Depth и Tap Scale. Ручки крутятся сами. Удобно, не правда ли?
Save/Load — это пресетница. Любую понравившуюся комбинацию параметров можно сохранить в пресет под номером нажав Save. Нажав Load, все параметры, сохраненные в пресете, будут отправлены на Prism II. Так получится вызвать любимый сохраненный звук.
Важно! Сохранив пресеты, не забудьте сохранить изменения в шаблоне Touch OSC при закрытии программы.
Скачать шаблон можно тут. Учтите: шаблон настроен на MIDI канал под номером 4. Для этого необходимо перевести свою Prism II на 4-й MIDI канал.
Хотел кратко, а получился приличный longread. Я постараюсь рассказать детальнее о многом из мира MIDI педалей, благо есть под рукой...
Я с радостью отвечу на вопросы в комментариях. Подписывайтесь, ставьте лайки :)
Эти ребята двигают отечественное педалестроение семимильными шагами. Спасибо им: