В моих книжных закромах порой встречаются издания, которые не понятно для кого были написаны. Храню их как артефакты времени или как образцы того, как не надо писать. К таковым книгам, бесспорно, можно отнести полуброшюру Романа Егорова «Панкомания», первое творение в серии «Арсенал Рока».
Это издание вышло в 2003 г. и для своего времени наверняка было довольно интересным. Во-первых, в книге 48 цветных качественных фотографий. Даже многие серьезные издания в то время не выпускали книги с цветной полиграфией и уж тем более в таком количестве. Во-вторых, издание вышло в тот уникальный период времени, когда информацию о любой группе не надо было выискивать по разрозненным публикациям в журналах, а достаточно было немного посерфить в интернете. Но вот проблема то, как раз была в том, что интернет в то время еще не был чем-то из разряда общедоступного и привычного. Домашнюю сеть провести было дорого и не во все районы это было возможно сделать. Посещение специальных клубов тоже стоило не малых денег. И в обоих случаях он был неимоверно медленным, особенно если пытался заходить на зарубежные сайты.
Роман Егоров, видимо для того, что бы по легкому срубить бабла, решил пойти на простой ход: собрать по верхам информацию в интернете, немного укомплектовать, а потом выдать за собственное творение. В принципе ни чего удивительного. В то время примерно так все и писалось.
Итак, что же получилось в итоге. Примерно первую треть книги (т.е. страниц 40) занимают затянутые размышления о советском, российском и русском роке. В одну кучу смешивается все, что можно, особо не обращая внимания на временные и географические рамки. Это такая особенность автора: он хорошо умеет перечислять. Например, на две страницы идет список альбомов, выпущенных советскими рок-группами в 1987. Или полторы страницы коллективов, чьё творчество, опять же исключительно по мнению автора, можно отнести к этническому направлению. И такие «списки» есть в каждой главе, причем Егоров даже не объясняет по какому принципу они составляются. Не думаю, что сколь либо подготовленный читатель согласится с отнесением к рок-музыкантам того же Булата Окуджаву.
Затем еще страниц на 40 идет попытка рассказать, что же такое панк. При этом в предтече панка автор записывает буквально всех: весь русский авангард начала XX века, дадаисты, футуристы и далее. А непосредственно сам панк, Егоров тоже перескакивает в общем списке, переходя к стилям, которые уже возникли позднее. И вновь, на несколько страниц идут перечисления американских и британских групп, названия которых были известны только самым упертым фанатам.
Когда две части повествования должны были слиться в одно и апойти повествование о русском панке, то тут и начинается главная лажа этой книги. Причем изначально Егоров относит к панкам абсолютно все более менее известные отечественные группы конца 1980-х гг. вплоть до «Алисы» и «Кино». А затем вновь перечисление на несколько страниц. Отдавая дань времени, конечно же, начал с «Короля и Шута» - они удостоились целого абзацев. При этом «4 таракана» и «НАИВ» просто идут через запятую в списке тех, кто играл панк. Зато не обделены вниманием Шнур и «Zdob si Zdub», которых к панкам не относили на моей памяти ни когда. Как и «Ногу свело» и ныне забытую Butch, которым автор тоже уделяет неоправданно много внимания.
Что бы уж не быть голословным скажу, что не оставил автор без внимания «Гражданскую оборону» и Янку. В общей сложности текста про них можно насобирать страницы три. Упомянут был и Свин, как участник истории, которую уже опровергли во все возможных источниках. Достаточно ли этого, тем более в общем контексте такого издания? Думаю вопрос риторический.
Зато автор буквально поет оды фестивалям. Бесспорно, в тот момент это была мощная зарождающаяся волна, жестко сбитая терактом на фестивале «Крылья» в том самом 2003 г. Может этим и объясняется весь позитив со стороны автора в отношении них. Но опять таки, при чем здесь панк? Егоров восхищается «Нашествием», но на тот момент отдельной панк-сцены на этом фестивалей еще не было, а панк-команды составляли лишь малое количество участников, которые терялись среди исполнителей других стилей.
Здесь как раз можно вспомнить о тех фото, что есть в книге. Примерно 90% из них сделаны именно на том самом «Нашествии-2003». Именно потому на них и оказались запечатлены музыканты, которые упомянуты один раз или о них вообще нет в книге ни слова. Тогда действительно встает вопрос: а почему автор так гордится этим визуальным рядом, который, как оказалось, не имеет отношение к тексту всей прочей книги?
Завершается это «произведение» уж и вовсе странно: рассказом про концерт Ника Кейва в Горбушке в 1998 г. Я, конечно, понимаю радость автора и восхищение этим действительно талантливым исполнителем, но какое отношение он имеет ко всему прочему тексту для меня вновь осталось загадкой.
Завершает свое повествование Роман Егоров бородатой уже к тому времени шуткой: «Так мертв ли панк? Нет, конечно. Он просто так пахнет…» Вот только своей дешевой поделкой автор совсем не доказал этого. Как и обратного. И вообще вся книга оставляет после себя лишь недоуменный вопрос: «А для кого это вообще писалось?»