Эта статья будет своеобразным продолжением предыдущей, в которой мы начали рассказывать про нелегкие будни древнерусских переписчиков книг. Вернее, не будни, а ночные страдания. И правда, весь мир погружен в сладкую дрему, а ты сиди себе в холодной (а иногда и наоборот - душной) келье да выводи букву за буквой. Или не в келье, а в специальном скриптории, но разница невелика.
Монахи, конечно, были людьми ответственными (иначе бы до нас не дошло вообще ни одной рукописи). Но ничто человеческое, как говорится, им не было чуждо. И банальная лень в том числе. Так что периодически бывали такие казусы, что первый луч солнца заставал брата-писца сладко сопящим, уронив голову на недописанный манускрипт.
И вот что делать ему наутро? Как объясняться с настоятелем? Виноватым себя никто чувствовать не любит, но на кого свалишь вину, если ты тут один? Хитрые монахи нашли выход!
В Киево-Печорском патерике есть очень характерный рассказ о преподобном Матфее Прозорливом. У этого Матфея был очень полезный дар - он видел воочию всех существ ирреального мира.
Так-то они, говорит, церковь, все время где-то поблизости, но обычный человеческий глаз их не замечает. Если они сами того не захотят. А вот от ока Матфея им было не скрыться.
Так вот, стоял наш Матфей как-то в церкви, слушал дружно поющую братию и зорким взглядом окидывал все помещение. Вдруг видит - заходит в церковь натуральный бес да еще и в одежде воина. Вы скажете, что бесам в церковь хода нет, и будете совершенно правы. Но тут, видимо, был какой-то особый случай.
В общем, неважно, вы дальше слушайте!
У беса этого на краю одежды были прикреплены некие "липкие цветы". Очевидно, что-то вроде репейников, которые цепляются к ткани. Брал он эти репейники, клал на них "что-то злое" и кидал в монашеский хор.
"И если цветок приставал к кому-нибудь из поющей братии, в том после малого стояния расслабевало внимание и, найдя себе какой-нибудь предлог, он выходил из церкви и шел в келию, где спал, не возвращаясь больше в церковь на пение. Если же бросал на кого, но цветок не приставал, тот стоял крепко на пении, пока не отпевали утреню, и тогда отправлялся в свою келию".
Киево-Печерский патерик
Вот так, очевидно, этот бес и шатался по монастырю, выводя из строя ни в чем неповинных монахов. Действительно, если несчастный переписчик заснул над своим трудом, то все просто - репейник бесов к нему прилип. А лень тут вообще ни при чем. Не было никакой лени!
Ваши лайки и подписка помогут развитию канала! А еще приглашаем в нашу группу ВК: "Русичи". И ждем вас в Телеграме