Найти тему
Первые впечатления

Добрые воспоминания о Фредди Меркьюри

В кругах Queen Джим Дженкинс известен как автор книги «Queen: As It Began» (совместно с Джеки Ганн), а также как один из самых давних и преданных поклонников группы. Присоединился к фан-клубу Queen в феврале 1974 года, когда им руководили Пэт и Сью Джонсон из Trident. За свои обширные познания по истории британской музыкальной команды получил неофициальное прозвище «Энциклопедия Queen». По сведениям Дэвида Эванса и Дэвида Миннса, Джим Дженкинс долгое время работал в администрации порта Ливерпуля. Его воспоминания (в авторском переводе редактора), впервые опубликованные в книге «This Was the Real Life: The Tale of Freddie Mercury» Дэвида Эванса и Дэвида Миннса, мы и предлагаем сегодня нашим читателям.

Джим Дженкинс с Фредди Меркьюри
Джим Дженкинс с Фредди Меркьюри

«В первый раз я увидел Фредди в "The Old Grey Whistle Test" (музыкальной программе, выходившей на телеканале ВВС-2 с 1971 по 1987 год. – Прим. пер.) и нашел, что он действительно странный – длинные распущенные волосы, черный лак на ногтях. Через некоторое время я пошел посмотреть на группу, которая поддерживала Mott the Hoople, и был очарован ею. Уже тогда на первом плане находился её вокалист Фредди Меркьюри. Я с интересом следил, как они трансформировались, меняли стиль в одежде, постепенно расставаясь с черно-белыми костюмами и блузками, в которых выступали раньше.

<…> В нем (Фредди) было много противоречий. Песня "Liar" звучала очень злобно и жестко, однако вне сцены он был совершенно другим, тихим.

Я не видел Queen целую вечность, но, когда они вернулись в Ливерпуль, я набрался смелости и узнал, где они остановились. И вот я уже иду по длинному гостиничному коридору и останавливаюсь у номера Фредди Меркьюри. На мой короткий стук в дверь отвечает Мэри, которая спрашивает, что мне нужно. Я надеялся просто увидеться с Фредди, но, прежде чем Мэри мне что-то ответила, из комнаты раздался громкий голос: «Чего ты хочешь?» Я сказал, что хотел бы встретиться с ним. Вскоре он вышел и был очень мил и вежлив со мной. Тогда мне нужно было подписать множество документов – открыток, блокнотов и фотографий. «Ты хочешь, чтобы я всё это подписал?» Он попытался принять возмущенный вид, но подписал всё, что я ему дал.

Тем не менее я стал настоящим фанатом чуть позже, когда присоединился к фан-клубу Queen. Когда Тереза встала у руля фан-клуба, они связались со мной, поскольку у меня было много информации об истории группы (концерты, выступления на телевидении и тому подобное). Я всё это бережно хранил, и, помимо всего прочего, у меня была хорошая память на даты и события.

Помню, как однажды в "Alexandra Palace" (культурно-развлекательном центре в Харингее, Англия. – Прим. пер.) я подошел к Фредди, чтобы попросить автограф. Я был уверен, что он меня не вспомнит. «Это для тебя?», спросил он, указывая на фотографию, которую мне хотелось подписать. Я кивнул. Тогда он написал на ней мое имя, при этом не спросив, как меня зовут. Конечно, я был очень удивлен и доволен. Счастливый, я схватил за руку моего друга Дэйва Уолмсли, который сделал множество фотографий группы. «Он вспомнил меня, вспомнил мое имя».

В 1979 году мы всей компанией отправились в Париж на три французских концерта Queen. Интересно, что в том туре не было концертов в Англии. Перед одним из французских концертов мы обратились к Крису Тейлору (помощнику Роджера Тейлора. – Прим. пер.), передать нашу просьбу Фредди. Мы хотели, чтобы Фредди позвонил для нас в велосипедный колокольчик во время шоу. Мы и сами взяли несколько колокольчиков – исключительно ради песни "Bicycle Race". Вскоре вернулся Крис и передал ответ Фредди. «Он ничего не сказал», - лаконично подытожил Крис. Мы дали ему колокольчик, чтобы он отдал его Фредди, и с облегчением вздохнули, когда он не принес его обратно.

Итак, шоу в самом разгаре. Однако перед номером "Bicycle Race", музыка неожиданно замолкает. Фредди встает из-за пианино, держа в руках велосипедный колокольчик, и подходит к тому месту, где стоит мы. Он наклоняется, громко звонит и говорит: «Ты сошел с ума!», после чего возвращается к пианино и продолжает выступление как ни в чем не бывало. С этого момента наша банда стала называться "Королевская семья". Однажды Фредди даже ласково назвал нас "моя королевская семья".

С Брайаном Мэем за кулисами Empire Theatre в Ливерпуле (1979)
С Брайаном Мэем за кулисами Empire Theatre в Ливерпуле (1979)

На этих концертах мы всегда сидели в первом ряду. Мы придавали этому большое значение. Очевидно, французы были очень расстроены, когда мы заняли эти прекрасные места. На каждом концерте Фредди смотрел на первые ряды, где традиционно сидели мы. Он был и удивлен, и обрадован. Он сказал Вики и Аманде (в то время руководителям фан-клуба Queen. – Прим. пер.), чтобы они поблагодарили нас за всё, что мы делаем для группы.

В 1982 году мы с другом поехали в Калифорнию, где должно было состояться одно из шоу тура («Hot Space». – Прим. пер.). Американцам, похоже, не очень нравился фанковый образ, которого в то время придерживалась группа. Но они, по сути, просто представляли альбом "Hot Space". Поэтому Queen вскоре отказалась от подобных треков и записала более сложные…"Put Out the Fire" и т.д.

<…> Всё прошло очень хорошо. Раньше американцы считали Queen тяжелой рок-группой, но в действительности они просто хотели так думать. Они сами подталкивали группу к этому направлению. Когда же американские фанаты осознали, что Queen – это нечто совершенно иное, они не приняли это. В целом, реакция местной аудитории на это была не очень хорошей. Фредди, например, во время своих распевок не получал от зрителей никакой обратной связи. И лишь гитара Брайана по-настоящему заводила их. Так было в Сан-Франциско.

То же самое было в Лос-Анджелесе. Предполагалось, что группа отыграет четыре концерта, но они отыграли только два. Заключительное шоу в Лос-Анджелесе было превосходным, но именно оно стало последним для Queen в Северной Америке. Я был очень расстроен, когда вернулся в Англию. Я ожидал увидеть отличные шоу. Вскоре я получил письмо от друга, который считал те концерты Queen замечательными. С позиции мастерства и исполнения группы это действительно было так, однако реакция аудитории совсем не впечатляла.

Однажды я был в Голливуде и встретил Фредди в отеле "Beverly Wilshire", в котором он остановился. Тогда мы сфотографировались на память.

В следующем году Queen сняли видео "Radio Ga Ga" с участием своих фанатов. Тогда я захватил с собой фотографию, сделанную в Лос-Анджелесе, чтобы получить автограф от вокалиста группы. Фредди внимательно рассмотрел её, а потом похлопал меня по животу и сказал: «Ты быстро прибавляешь в весе, дорогой».

Несколько месяцев спустя они сняли клип "I Want to Break Free". Я давно обнаружил, что Фредди очень расслаблен на съемках, поэтому в такие моменты к нему можно легко обратиться. Перед съемками этого видео мне позвонили из фан-клуба и сказали, что Фредди хочет, чтобы шестеро парней переоделись в шахтерскую форму. Тогда мы поехали в Лондон, в студию "Limehouse", на съемки клипа. Там мы нашли Фредди в отличном настроении. По сюжету клипа, мы должны были стоять в пещере в костюмах шахтеров и в касках. Группа же стояла между нами. В какой-то момент Фредди отступил назад, к нам. Он случайно задел мою шахтерскую каску, и я, предугадывая его извинения, сказал: «Все в порядке, Фредди. Это всего лишь моя каска». «Заткнись, дорогой», - ответил он.

На съемках клипа "I Want to Break Free" (1984)
На съемках клипа "I Want to Break Free" (1984)

Затем мы уже весело болтали о его узелках в горле, которые беспокоили его в то время. Тогда он сбрил усы, и я имел неосторожность сказать: «Окей, к нам вернулся наш старый Фредди», а потом добавил: «Теперь, когда ты сбрил усы, ты мог бы снова написать несколько приличных песен». Он сверкнул глазами. Мне стало не по себе. Если бы он мог убивать взглядом, я сейчас, очевидно, не был бы с вами. Ему не понравилось мое замечание, и, уходя, он сказал: «В Ливерпуле все по-прежнему сумасшедшие?» «Да!» - надеясь загладить свою вину, сказал я. Конечно, я не хотел его обидеть – эта фраза просто вырвалась у меня наружу. Мои друзья, с которыми я тогда был, сказали, что я не должен был это говорить. Однако он, кажется, был не слишком расстроен, поскольку позволил нам остаться в студии, чтобы посмотреть съемки фрагмента с балетом.

<…> Трудно вспоминать последние дни Фредди. Я думал о нем каждый день с тех пор, как узнал эту ужасную новость. Это был один из самых тяжелых моментов в моей жизни.

В тот понедельник я не смог пойти на работу. Джеки помогла мне. Пережить это непростое время мне также помогли друзья, с которыми мы плакали, смеялись, вспоминая прежние годы. С Фредди у меня связаны самые прекрасные воспоминания. Благодаря ему и Queen я познакомился со своими самыми близкими друзьями. И у нас осталось множество материалов, которые мы можем смотреть и слушать. Посмотрите клип "I'm Going Slightly Mad", и это поднимет вам настроение. Для меня это был Фредди в своем самом лучшем проявлении.

Джим с Фредди Меркьюри на вечеринке по случаю 20-летия Queen (1990)
Джим с Фредди Меркьюри на вечеринке по случаю 20-летия Queen (1990)

Я, как поклонник, был очень горд присутствовать на праздновании 20-летия Queen. Тогда я подошел к Фредди и поблагодарил его за чудесные 17 лет, которые он мне подарил.

Он всегда будет со мной, до того дня, когда я снова встречусь с ним».