Этот роман, публиковавшийся в журнале «Звезда» за 1928 год, считается первым реалистическим произведением писателя.
Сам Каверин вспоминал впоследствии, что роман этот он написал в пику своему учителю и кумиру юности Виктору Шкловскому, который сказал однажды, что написать роман дано не каждому. И молодой Каверин решил доказать старшему товарищу, что он – может. Более того, главным героем
своего романа он сделал Шкловского, выведя его под именем Некрылова.
Таким образом, роман «Скандалист» - это произведение из серии романов «с ключом». Себя Каверин изобразил под именем студента Ногина. Сложнее с прототипом профессора Драгоманова. Принято считать, что в этом образе слились два человека – Юрий Тынянов и лингвист и востоковед Евгений Дмитриевич Поливанов.
Роман невелик по объёму, и читается поначалу не то, чтобы нелегко, а как-то не очень гладко – непонятно, к чему странные действия персонажей, почему они так одеваются, говорят, чем они вообще заняты, почему пожилой человек живёт в общежитии в одной комнате со студентом, почему немолодой профессор вдруг начинает бунтовать против домашнего уюта и уходит из дома (прямо как Лев Толстой). Но постепенно вся эта фантасмагория начинает приобретать определённые очертания, и общежитие уже становится похоже на то, в котором жили Киса и Ося, и странные герои становятся в один ряд с Иваном Бабичевым, путешествующим с подушкой под мышкой, а литературно-научные споры с немалой долей пьяного самолюбования и небольшой примесью кривляния – их могли бы вести герои аверченковского «Мецената», которые приходят в себя лишь тогда, когда оказывается, что те, кого они и в грош не ставили и над кем смеялись, обошли их практически шутя. А записки студента Лемана – чем не «Записки сумасшедшего»? (Правда, Леман плюс ко всему ещё подрабатывал написанием некрологов на живых людей, так сказать – заранее, чтобы потом не суетиться, и составлял историю Белоруссии, считая белорусов прямыми потомками яфетидов).
Критика восприняла роман как произведение о «лишних людях», о деградации старой интеллигенции, что было неожиданностью для автора.
Лично я увидела в этом романе в первую очередь попытку поиска новых форм, игр с языком, своего рода эксперимент, из-за чего порой ускользает смысл. Сюжета там практически нет, есть только цепочки событий, происходящих с разными героями. Впрочем, и деградация интеллигенции тоже имеет место в тексте: персонажи – студенты, аспиранты, профессора употребляют и спиртное, и что-то иное, ищут и не находят себе места в жизни… И не удивительно, ведь действие происходит в 1920 году – многие были растеряны.
Есть в романе и реальные факты из жизни Каверина (студента Ногина): это и его работа над биографией Барона Брамбеуса (Осипа Сенковского), и влияние теории Лобачевского о двух параллельных на создание его первого рассказа.
Действующих лиц в сравнительно небольшом произведении немало, и не все они вписываются в сюжет, идут параллельными прямыми, и, возможно, каждую сюжетную линию можно было бы развернуть в самостоятельное произведение.
А стиль письма примерно таков:
«Комната была слишком вежлива для скандала. Дубовая панель шла вокруг её стен в скучном порядке. Над стаей фарфоровых тарелок висел портрет старухи с персидскими глазами. Мебель была деревом и холодной кожей».
«Он изменял друзьям, как женщинам, всё-таки любя их. Но с женщинами он всё-таки старался не изменять друзьям».
Некоторые места просто замечательны:
«На Пятой линии он встретил собаку и долго, очень сердито рассматривал ее. Собака сидела под воротами, лохматая, разочарованная, голодная, как собака. И все-таки она смеялась над ним. Она приоткрывала зубы, опускала уши, подавалась назад. Она смеялась над ним, она его обижала».
«В комнате было утро и беспорядок. И мольберт, повернутый к стене. Спокойная, как отпуск, за ширмой стояла кровать».
«— Единственный случай, когда причина идет за следствием, — сказал он Ложкину, — это когда врач идет за гробом своего пациента».
Конец романа отдаёт не то, чтобы грустью или печалью – нет, мне увиделась безысходность. Не знает, зачем он увёз с собой Верочку, Некрылов. Не знает, зачем он учит китайцев русскому языку, Драгоманов. Не знают оба они – друзья они или противники, но им обоим плохо от того, что они не могут найти общего языка.
Ранее этот материал был опубликован мною здесь: https://my.mail.ru/community/manuscripts/61FF16C1FE413596.html
#проза_русская
#каверин