Был во времена "борьбы двух систем ", Анжелы Дэвис и бородатого доктора в палатке у Белого Дома такой термин "финляндизация". Бытовал он в основном средь политических кругов стран НАТО. Как пишет сейчас Википедия
Финляндизация (фин. suomettuminen; швед. finlandisering; нем. Finnlandisierung) — подчинение политики страны политике большей соседней страны при номинальном сохранении суверенитета. Политический термин возник во второй половине XX века для характеристики советско-финских отношений в период после Второй мировой войны. Преимущественно распространён в западной историографии (США, Швеция, ФРГ), имеет негативное значение.
Финны на этот термин не обижались - подобное сотрудничество позволяло им жить на широкую ногу, извлекая все выгоды сотрудничества с Советским Союзом. Накапливался капитал, рост бизнес и можно с уверенностью сказать, что без заработанных на "финляндизации" денег не было бы взлёта NOKIA и пусть краткосрочно, но пребывания Финляндии на вершине технологического Олимпа.
Прошло более тридцати лет. Казалось, давно забытый термин уже не возродится никогда. Но чу! Из страны тысячи озёр потоком пошли в 2022 году такие новости, что данный термин не только воскрес, но и смог заиграть новыми, уже глобальными красками. Ведь на дворе пока ещё глобализация, в самой глубокой её фазе и "мир становится маленьким", так что слово "соседнее" в процитированной дефиниции выше вполне может и даже ДОЛЖНО звучать в смысле соседства ценностей, а не в замшело-географическом определении. Ну а какие ценности объединяют Финляндию. США и Евросоюз - уже никому объяснять не надо.
Итак, среди тысячи озёр прозвучала чудесная новость
Министр внешней торговли и развития Финляндии Вилле Скиннари выступил за остановку проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) в направлении России. Чиновник предложил перенаправить финансирование на другие направления железной дороги. Своей идеей министр поделился в интервью местной телерадиовещательной корпорации Yle.
Совершенно очевидно, что проект Itärata и деятельность его проектной компании должны быть приостановлены. Сейчас самое время сделать выводы, а это значит набраться смелости и быстро внести изменения
Проект Itärata (Восточная железная дорога) предполагает строительство дополнительных путей в столичном регионе Финляндии через города Сипоо и Порвоо. Его цель — улучшить сообщение между столицей страны Хельсинки (0,6 млн человек) и городом Коувола (0,09 млн человек) в юго-восточной Финляндии.
Предполагалось продление этой линии до границы в Россией. Российская Федерация предлагала протянуть по своей территории от границы высокоскоростную магистраль до Санкт-Петербурга.
Стоимость строительства 140 километров ВСМ Хельсинки - Куовола оценивалась в 1,7 млрд евро. Весьма серьёзная сумма для финской экономики и понятно даже студенту первого курса экономического факультета - "отбить" её перевозками пассажиров внутри Финляндии не получится никогда. От слова совсем.
Именно поэтому прорабатывался совместный проект VR Transpoin с РЖД, при реализации позволяющий добраться от Санкт-Петербурга в Хельсинки за полтора часа вместо трёх с половиной. Заодно ВСМ позволила бы разгрузить "обычную" жд магистраль, убрав с неё скоростной поезд "Аллегро", мешающий пригородному движению на данном участке.
Русские туристы должны были стать основными пассажирами ВСМ, покупкой билетов от 100 евро обеспечивая выход на окупаемость проекта в разумный - для такого строительства - срок десять лет.
Но все эти расчёты остались в прошлом. Не нужны больше Хельсинки ни русские туристы, ни их деньги, ни инвестиции в собственную транспортную инфраструктуру. Главное - общие ценности, а подобные проекты их несколько, так сказать, нарушают. Поэтому идеология взяла и прирезала прагматизм.
Возможно, ВСМ всё-таки понадобиться в будущем. Но уже не Хельсинки, а Гельсингфорсу.
Ну, вы поняли (с)