Предыдущие части цикла об эпохе дворцовых переворотов:
1725-1730: воцарение Екатерины I, правление Екатерины I, дипломатия начала XVIII века, правление Петра II
1730-1740: Выбор верховниками Анны Иоанновны, как Анна Иоанновна переиграла противников, жизнь Анны Иоанновны: привычки и наклонности, разбираем "засилие немцев", "Русская партия" при Анне Иоанновне, кратко о правлении Анны Иоанновны
1740-1762: обзор наследников, свержение Бирона, как правила Елизавета Петровна, дипломатический переворот, Семилетняя война
Пётр III, он же при рождении Карл Петер У́льрих, родился в Киле (Голштиния, север Германии) в 1728 году. У мальчика была интересная родословная: внук Петра I и внучатый племянник Карла XII (шведский король, которого Пётр разбил под Полтавой). При этом шансы попасть на оба трона были достаточно большие.
Однако через 3 месяца после рождения мальчика умирает его мать, отец воспитывал сына как военного (абсолютно нормальная практика, даже сейчас посмотрите на детей и внуков Елизаветы II, ибо монарх с древности, в первую очередь, воин). Учили мальчика на прусский лад, ближайшее немецкое государство с серьёзной армией, тоже ничего удивительного. Также наследнику постоянно напоминали, что Шлезвиг- часть Голштинии, которую надо вернут из-под оккупации Дании.
В 11 умер отец Карла Петера, двоюродный дядя не следил за обучением юноши.
В итоге, образования у будущего Петра III было очень-очень слабое, да и воспитание методом крута и пряника без пряника не самая умная идея, мягко говоря.
Собственно, жизнь перевернулась для Карла Петера, благодаря приходу к власти Елизаветы Петровны, ведь ей нужен был наследник. А кроме юноши вариантов нет.
Тут надо отдать должное Елизавете, наследника пытались обучить, 3 года учили и даже чему-то научили, но начинать надо было не в 14 лет ("спасибо" родне из Киля).
В 1745 уже не Карла Петера, а Петра Фёдоровича женили на Екатерине Алексеевне. Брак был неудачный, конечно будущий Павел I родился в 1754, государственная необходимость превыше всего, но мальчика на воспитание забрала Елизавета. Пётр же проводил время с Елизаветой Воронцовой, Екатерина со своими фаворитами. Типичный "галантный" XVIII век.
Главная же проблема Петра была в том, что он оставался немцем и не пытался стать русским, нарушал обычаи, включая церковные, плохо говорил по-русски и не любил Россию.
А высказываться открыто в поддержку, во время Семилетней войны, Фридриха II, находясь в Петербурге, это уже за гранью.
В общем, на престоле оказался абсолютно не популярный правитель - император Пётр III.
Посмотрим, что сделал новый император.
192 правовых акта за 186 дней правления: «Манифест о вольности дворянства», ликвидация Тайной канцелярии, манифест о секуляризации церковных земель (переход в госсобственность) и освобождение значительного числа церковных крепостных, прекращение преследования старообрядцев, указ о создании Государственного банка...
Мер очень много, Пётр Великий одобрил бы.
Однако для Петра III важнее всего была война с Данией за Шлезвиг и мир с Фридрихом.
Пётр III заключил мир с Фридрихом, Россия ничего не получила, а в поддержку пруссакам был предоставлен русский корпус (отмечу, что Екатерина корпус отозвала назад, но мир признала и именно при ней вышли русские войска из Восточной Пруссии). Логика императора простая: надо вместе с Фридрихом идти против Дании.
Для общества эти новости вызвали шок. Все труды насмарку, да ещё и форму в армии ввёл император по прусскому образцу. Натуральное оскорбление, неважно, что хорошего сделал император.
Тут отвлечёмся, есть позиция, что у императора был хитрый план: Россия бы получила Шлезвиг, усилила позиции в северной Германии и на Балтике, также вместе с Пруссией можно было утвердить позиции России в Польше и присоединить Курляндию. Тут много но (1) точно ли Шлезвиг не прихватит Пруссия и как контролировать земли, которые достаточно далеко, (2) зачем допускать Пруссию в Польшу, если наше влияние там и так велико (именно Екатерина будет против раздела, ибо Польша была под контролем практически полностью), (3) зачем пытаться натравить Османскую империю на Австрию, если лучше с Австрией бить турок.
В общем, внешняя политика была совсем не рациональная. Петру б быть герцогом в Голштинии, ему цены не было, памятники стояли повсеместно, но он стал императором Всероссийским.
Переворот зрел, его организатором стала жена Петра, Екатерина (нечего называть жену на торжественном обеде "дурой", особенно, когда слухи ходят, что хочешь её заточить в тюрьму/монастырь).
О перевороте в следующий раз.