Найти в Дзене

Выпускница НовГУ разработала механизмы для борьбы с музыкальным плагиатом

Выпускница Юридического института Мария Чебан разработала предложения по совершенствованию правовых механизмов для борьбы с плагиатом в музыке. Сейчас, по словам Марии, российскими законодателями проблема системно не решена.

Номинально понятие плагиата присутствует в Уголовном кодексе, но по существу его не раскрывает ни один нормативный акт.

— Отследить плагиат очень сложно, да и не каждый станет судиться из-за нарушения авторских прав, — говорит Мария Чебан. — Из-за этого в стране крайне мало практики по таким делам. Хотя песни без разрешения правообладателей и указания авторов публикуются повсеместно. Для начала необходимо зафиксировать ключевые понятия в законодательстве — «плагиат», «кавер-версия», «сиротское произведение».

Всего выпускница выявила семь пробелов в законодательстве. В основном это отсутствие формулировок нужных понятий. Мария Чебан перечислила их и предложила включить в действующие нормы. Например, Гражданский кодекс юристка предлагает дополнить статьёй о каверверсиях. При этом она разделяет простое исполнение композиции другим исполнителем и полную её переработку с новой аранжировкой. Организацию экспертиз по делам о плагиате Мария Чебан также отнесла к нерешённым вопросам.

— Основной способ доказать нарушение авторского права неизбежно сопровождается субъективностью выводов специалистов, — рассуждает выпускница НовГУ. — Экспертиза проводится не компьютером, а её авторы опираются на собственные взгляды и познания в музыке.

Юристка предлагает создать при Российском авторском обществе ограниченный пул сертифицированных экспертов, специализирующихся на музыкальных произведениях. По мнению Марии Чебан, это поможет снизить субъективность выводов. Для упрощения процедуры подачи исков выпускница считает целесообразным передать все дела о плагиате в компетенцию Московского городского суда.