Современные светофоры имеют мало чего общего с их первыми аналогами, однако, они все еще выполняют ту же основную функцию, заключающуюся в регулировке движения различного транспорта, а также пешеходов. Если первые устройства были примитивными, управляемые вручную, то уже современные установки могут не только регулировать движение, но и информировать о пробках, погоде, состоянии дорожного потока, такой светофор работает с системой "Умный город".
История
Впервые светофор люди увидели на лондонской улице, где наблюдалось интенсивное движение экипажей, произошло это в 1868 году, 10 декабря. Создателем первой подобной установки - Джон Пик Найт. Внешне изделие напоминало железнодорожный семафор, что не удивительно, так как создатель первого подобного устройства работал как раз на железной дороге. Это была шестиметровая светофорная опора, которая имела стрелочный указатель (две стрелки), их переключение проводилось человеком.
Когда стрелки располагались горизонтально, это означало "стоп", если они опускались (угол 45 градусов), это говорило о необходимости приготовиться. Ночью функцию стрелок выполнял газовый фонарь, который подавал зеленый и красный сигнал поочередно. Однако, чуть позже произошла трагедия, газовый фонарь взорвался, ранив человека, после чего подобные устройства запретили.
Только в 1912 году в Америке был выпущен первый электрический светофор, который уже имеет больше общего с современными вариантами, он имел также красный и зеленый сигналы. Через 11 лет был впервые представлен вариант с тремя цветами.
На территории СССР впервые представили в конце 1930 года, один был установлен на улице Москвы, а другой - Ленинграда. Они существенно отличались от зарубежных вариантов, внешне они походили на часы со стрелкой, ходящей по кругу. Циферблат имел четыре сектора:
- зеленый - сверху;
- красный - снизу;
- желтые - по бокам.
Такое устройство не отличалось удобством, поэтому позже их заменили на привычные сегодня варианты с тремя огнями. Интересно, что долгое время наши светофоры отличались тем, что зеленый фонарь располагался сверху. Светофор для пешеходов впервые был установлен только в 1960 году.
Основные виды
Сегодня можно встретить множество разновидностей устройств, стоит отметить наиболее популярные:
- автомобильный;
- реверсивный;
- пешеходный;
- для велосипедистов;
- речной;
- для маршрутных ТС;
- трамвайный.
Что означают сигналы
Чаще всего встречаются дорожные устройства для регулировки движения автомобилей. Они имеют три цвета:
- красный (движение запрещено);
- зеленый (можно ехать);
- желтый или оранжевый (внимание).
Также могут быть предусмотрены стрелочные секции. Контурные стрелки, расположенные на фоне красного или зеленого цвета, указывают о движении по определенному направлению. Если стрелка сплошная и окрашена зеленым, то движение по определенному направлению разрешается, но при разъезде исключается преимущество.
Конструкция
Кроме самого блока с фонарями конструкция состоит из опоры, она выполняется разными способами.
Г-образная опора
Это наиболее примитивные конструкции, они чаще используются в местах со слабым потоком движения или для пешеходных светофором. Изготавливается из круглой прямошовной металлической трубы. Размеры опоры подбирается исходя их размеров всей конструкции и предполагаемых нагрузок. Консоль находится под углом к горизонту в 10-12 градусов. Стойка крепится к закладной фланцевым соединением. Пример маркировки: Опора СВГ-8,0-7,0-ц (СВГ - светофорная опора Г-образной формы, 8.0 - вылет стойки, 7.0 - высота подвешивания светофора, ц - покрытие из горячего цинка).
Консольная опора
Современные стильные решения, которые могут регулироваться по высоте, наклону, а также располагать дополнительные элементы, например, камеры. Состоит из консоли, металлической стойки и закладной части. Пример маркировки: СВК-8,0-7,0-ц (СВК - светофорная опора консольная, 8.0 - вылет консоли (отмечается от центра стойки), 7.0 - высота подвешивания светофора, ц - покрытие из горячего цинка.