Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Ночь, улица, топор, граната. Свирепая трилогия боевиков Джеймса ДеМонако

("Судная ночь 1-2-3", The Purge, The Purge: Anarchy, The Purge: Election Year, 2013-16, США)

Сразу оговорюсь: я в курсе, что за 9 лет своего существования вселенная "Судной ночи" выродилась в нехилую франшизу: обросла сиквелами, пост-сиквелом, приквелом и даже целым сериалом длиною в два сезона.

Я же в рамках нашего очередного экскурса в кинопрошлое хочу обратить внимание лишь на "сердцевину" этой франшизы - оригинальную трилогию режиссера/сценариста Джеймса ДеМонако, почти гениального экшен-хоррор-мейкера малобюджетного кино. Того, кто сумел из, казалось бы, банальной сюжетной идеи стоимостью 3 млн. $ выкачать аж более полумиллиарда (!) $, причем процесс этот не закончен и продолжается до сих пор.

"Студентики! Да что ж вы себя не бережете-то?!" Цитата из другого фильма.
"Студентики! Да что ж вы себя не бережете-то?!" Цитата из другого фильма.

Сценарий первой "Судной ночи" был прост, как гвоздодер.
В недалеком будущем, дабы застраховать общество от бунтов и революций, гражданам было разрешено регулярно "выплескивать пар". А именно: на протяжении одной ночи в году ходить и убивать всех, кто тебе не нравится. Абсолютно безнаказанно и в любом трупоколичестве - полиция на эти 12 часов брала тайм-аут.
Ну а если вам претило убивать сограждан, даже ваших обидчиков, и вы просто хотели выжить - будьте добры, позаботьтесь об обороне своего дома и переждите эту ночь в надежном укрытии.
Вот и всё. Оставалось только перенести этот сюжет на экран, что Джеймс и сделал в 2013 году.

Впрочем, несмотря на ошеломляющую 30-кратную "кассу" "Судной ночи 1", скажем честно - камерный триллер-боевик из нее вышел ну так себе.
Полтора часа мы наблюдали, как зажиточное многодетное семейство Сэндин (Итан Хоук, Лина Хиди и др.) выдерживает кровавую осаду своего особняка свихнувшимися на крови, земляками и соседями. Что протекало без особых тактических приемов - череда самых банальных убийств и остросюжетных ситуаций.
Финал же первой части и вовсе разочаровывал неоправданным, розово-умильным гуманизмом.
Вот скажите: а вы бы сами, держа оружие в руках, отпустили восвояси своих несостоявшихся убийц, точно зная, что через год они возвратятся за реваншем? При том, что отомстить им прямо здесь и сейчас вам не запрещает закон, а в доме у вас плачет орава испуганных детей. Ваших детей, разумеется.

Казалось бы, ответ здесь очевиден даже для законченного гуманиста. Но нет, Сэндины с нами категорически не согласны! Милосердие из них в конце вдруг поперло аж из всех щелей, ну а дети... Что ж, помрут в будущем году от пуль и ножей вернувшихся убийц, так помрут - знать судьба у них такая...
Короче говоря, к продолжению
"Судной ночи" многие заранее были настроены скептически. И тем не менее Джеймс ДеМонако...

И вроде бы целая ночь героических приключений впереди, а тут раз - и чот приуныл!
И вроде бы целая ночь героических приключений впереди, а тут раз - и чот приуныл!

... И тем не менее в первом же сиквеле Джеймс ДеМонако показал почти идеальный пример того, как надо прислушиваться к зрительской критике.
При том, что фабула "
Судной ночи 2" (2014) осталась неизменна. Вновь перед нами разворачивалась хроника выживания нескольких человеческих особей в гуще свирепой анархии и насилия, охватившей город на одну ночь. Вот только теперь это был именно город, а не какой-то полутемный особняк, пусть богатый и просторный.

Всё это отразилось на сиквеле самым благоприятным образом.
Увеличив крен в сторону боевика, он остался таким же мрачным, однако засверкал новыми гранями драйва и более мощным оружием. А расширившееся в разы, поле битвы позволило срежиссировать боевые сцены куда масштабнее и не похожими друг на друга.

Усовершенствовал ДеМонако и героев. Тоже в более "симпатичную" сторону.
Теперь это были не тошнотворные гуманисты-чистоплюи, а более пестрый набор менее человеколюбивых граждан, включая полицейского крутыша-сержанта Лео (Фрэнк Грилло). Последний вдобавок был не типичным героем боевика, а персонажем с драматичной историей, и большинство зрительских симпатий были адресованы ему. Особенно, когда он без сантиментов насаждал добро и справедливость среди кровожадных сограждан-мерзавцев. Само собой, не добрым словом, а автоматными очередями и иными членовредительными инструментами.
Немудрено, что столь замечательный герой превратил и сиквел в кассовый хит, и в триквел в итоге перебазировался - в "
Судную ночь 3", вышедшую на экраны спустя два года.

- Фрэнк, а ты смотрел "Президента Линкольна: Охотника на вампиров"? - Смотрел. Такой трэшак! Этот Бекмамбетов вместо топора еще бы Линкольна с бейсбольной битой снял, ей-богу!
- Фрэнк, а ты смотрел "Президента Линкольна: Охотника на вампиров"? - Смотрел. Такой трэшак! Этот Бекмамбетов вместо топора еще бы Линкольна с бейсбольной битой снял, ей-богу!

И вновь ДеМонако доказал нам, что он четко видит все свои сильные и слабые творческие стороны. Поэтому и эволюционирует, как сценарист и режиссер, правильным курсом.
Логично, что "
Судная ночь 3" развивает идеи не оригинальной ленты, а ее продолжения. И развивает так, чтобы и на месте не топтаться, и шибко вперед не забегать. Ведь за излишний отрыв от корней поклонники новоиспеченной франшизы тоже Джеймса по головке не погладят.

На сей раз сержанту Лео выпала "судная" ночка гораздо беспокойнее. А все потому что через два года после событий предыдущего фильма Лео нанялся в телохранители к сенаторше Роан (Элизабет Митчелл). А она мало того, что метила на грядущих выборах в президенты, так еще и была ярой противницей закона о Судной Ночи. И собиралась отменить её сразу, как только завоюет президентский пост, несмотря на то, что сторонников у этого закона было немало. Как и фанатов этого "бескультурно-массового" мероприятия, явно не желающих отдавать Роан свой выборный голос.

И тут даже начинающий любитель боевиков влёт предугадает ход дальнейших событий.
Разумеется, что в Судные Ночи человеколюбка Роан не бегала по улицам с дробовиком, а отсиживалась под охраной у себя дома. Где ее и решили ухайдокать ее политические противники - самая эффективная политическая разборка, вдобавок на 100% законная.
Решили - и нагрянули под шумок, пока в округе царили беспредел и хаос. Только одного не учли - того, что под боком у Роан дежурил ее верный телохранитель Лео. Который так сильно огорчился, что в эту Судную Ночь он опять не уснет, что бросился спасать свою работодательницу всеми огнестрельными, рукопашными и каскадерскими способами. И снова не в скучных домашних стенах, а на просторах раскинувшегося перед ними, горящего города...

- Эй, пацанчик! Компания для твоей утренней пробежки не нужна?
- Эй, пацанчик! Компания для твоей утренней пробежки не нужна?

***

В общем, не озвучу никакой сенсации, что среди малобюджетных боевиков "Судная ночь 1-2-3" является не только одним из самых успешных, но и крайне интересным явлением - с точки зрения исследователей современного популярного кино. Ибо сколько таких фильмов выходит в категории "Б" ежегодно? Может, не тысячи, но сотни - наверняка. А скольким из них везёт на круто окупающиеся сиквелы, выходящие на протяжении десятилетия? Единицам. То-то и оно.

В чем же, спрашивается, заключен главный творческий секрет Джеймса ДеМонако попавшего в яблочко мишени зрительской любви?
Да всё элементарно (хотя, опять же, смотря для кого): простой и понятный, но задевающий зрителя за живое, сюжет; будоражащая, но уместная в рамках данного сюжета жестокость; вдумчивое дальнейшее развитие этой полуфантастической вселенной.

Отсюда и результат - вторая и третья части демонаковой трилогии получились не хуже, а во многом и лучше оригинала. И то, что сам Джеймс давно отстранился от режиссуры своего лучшего творения, не идет "Судной ночи" на пользу. Что мы и видим по скромненькому прокату последнего фильма (2021). Чей бюджет в 44,5 миллиона был аж в два раза выше суммарного (!) бюджета первых трех картин. Однако кассовые сборы "Судной ночи навсегда" не дотянули даже до двукратных, хотя в плане свирепости и адреналинового накала она не отличалась от предыдущих "судно-ночных" замесов.
Так что, ДеМонако, вернись-ка ты в режиссерское кресло - кажется, без тебя "мы ее теряем"!

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):

Всем, кто желает угостить автора коньячком: