Найти тему

Россия vs заграница: где покупать авто выгоднее?


Импорт автомобилей в Россию после февральского обвала восстанавливается. В июне в страну ввезли чуть больше 8000 «легковушек» – не запредельно много, но и сильно больше, чем было на дне. Параллельно появляется все больше новостей о выросшем интересе россиян к альтернативным способам покупки машин. Разберемся, какие у людей есть варианты и насколько они выгодные.

Ситуация

Для начала немного предыстории. Весна 2022 года отметилась рекордными скачками цен на автомобили и дефицитом предложения. Их причина – не только в уже набившем оскомину дефиците машин из-за проблем с комплектующими, но и в уходе ряда популярных среди россиян иностранных брендов. Из-за геополитической ситуации, например, работу в России прекратили Renault, Stellantis, Volvo, General Motors и другие.

Уже сейчас можно прогнозировать, что в результате стоимость новых автомобилей в России в 2022 году вырастет в среднем на 5–10%. А по некоторым моделям, причем самым популярным, подорожание за первое полугодие уже составило30%. Даже поддержанные авто за шесть месяцев текущего года подорожали аж на 17%.

Не удивительно, что в этих условиях российский авторынок существенно просел. Только по итогам июня 2022 года продажа легковых автомобилей и коммерческого транспорта в России снизилась сразу на 82% – до 27 761 машин. За полгода показатель уменьшился уже на 56,9%.

Но россияне, конечно, и не думали совсем отказываться от покупки машин. Просто они начали искать способы – легальные и нет, чтобы приобрести авто пожеланнее и по возможности подешевле.

Параллельный импорт

Наиболее простой вариант покупки временно недоступных новых машин гражданам предложило само государство, легализовав параллельный импорт – то есть ввоз в страну товаров без одобрения правообладателя. В разрешенный список попало более 50 групп предметов и более 200 брендов, в том числе и автомобильных. Например, «всерую» власти разрешили ввозить в страну машины Volkswagen, BMW, Mercedes-Benz, Lexus, Tesla, Skoda, Toyota, Jaguar, Jeep, Land Rover, Chrysler, Bentley и других марок, прекративших работу в России.

Дилеры уже пользуются такой возможностью и везут легковушки из Армении, Грузии, Казахстана, ОАЭ. Однако пока параллельный импорт не получил массового развития. Виной тому некоторые бюрократические тонкости с растаможкой и сертификацией, неясность в вопросе гарантийного обслуживания и многое другое.

В целом такой механизм, как показывает практика, может разнообразить предложение на российском авторынке, но само явление вряд ли сильно скажется на ценах – с ввозом машин оказалось слишком много нюансов, чтобы итоговая цена была привлекательной. Поэтому не удивительно, что на днях глава Минпромторга Денис Мантуров анонсировал скорую отмену параллельного импорта. По его словам, это было временное решение, которое должно было помочь рынку восстановиться от шока после прекращения поставок. Правда, министр не уточнил, как скоро это коснется автомобилей и комплектующих.

Альтернативные направления

Впрочем, россияне на фоне укрепляющегося рубля и сами переориентировались на покупку машин в других странах, пытаясь сэкономить. Например, был замечен рост интереса к аукционам б/у автомобилей в Японии. Оно и понятно: здесь внедорожник Prado, который у дилеров стоит 5 млн рублей, можно купить за 3 млн рублей.

Правда, у ажиотажного спроса есть и другая сторона: возросшая активность постепенно ведет к росту цен на автоаукционах. К тому же в связи с внешнеполитической ситуацией изменилась и логистика машин из Японии, выросла стоимость фрахта. Все это постепенно нивелирует выгоду, которую можно получить, купив заветное авто в Стране восходящего солнца.

Другое интересное направление – Белоруссия. Здесь поддержанные автомобили также стоят дешевле, чем в России, причем порой существенно. Так, Toyota Camry в кузове 2020 года выпуска, с двигателем на 2,5 литра, богатой комплектацией и пробегом 21 500 км в Гомеле обойдется в 2,24 млн российских рублей, тогда как в России за подобный экземпляр просят от 3–4 млн рублей.

Но и здесь есть свои подводные камни. Во-первых, белорусскую валюту по официальному курсу обменять весьма затруднительно, что делает покупку не такой выгодной. Во-вторых, нужно учитывать дополнительные расходы: транспортные, оплату утилизационного сбора и регистрации, покупку сертификата безопасности. Поэтому к цене машины из Белоруссии нужно закладывать дополнительно около 100 тысяч рублей.

Никогда нельзя списывать со счетов и другие рынки, в первую очередь немецкий. Поддержанные машины в Германии, как правило, всегда дешевле, однако из-за ситуации в мире это не обязательно является залогом удачной покупки. К тому же роскошные авто стоимостью более 50 тыс. евро в ЕС взять уже вряд ли получится, даже физлицам.

Несколько советов

Дешевле всего ввозить в России машину возрастом от 3 до 5 лет – именно для них растаможка является самой выгодной. Для автомобилей с мотором до 1,0 литра она обойдется в 1,5 евро за кубический сантиметр, при объеме от 1 до 1,5 литров – 1,7 евро. За транспортные средства с большим объемом двигателя придется заплатить еще больше, но все равно не так много, как за почти новые или более старые авто.

Заранее стоит позаботиться о местной валюте. Купить ее в нынешних условиях не так-то просто, но есть лазейки. Например, в Белоруссии выгоднее не менять рубли в банке, а открыть брокерский счет или конвертировать валюту с помощью карту «Мир», где курс больше приближен к официальному.

К слову, уже давно почти никто не ездит за границу за машиной самостоятельно – сейчас при помощи автоброкеров авто можно заказать онлайн, тем самым снизив издержки. Правда, предварительно стоит прочитать отзывы, чтобы выбрать надежную компанию.

Ну и главное: не всегда покупка автомобиля за границей – это лучший выход. Иногда стоит внимательнее изучить российский рынок, расширив зону поиска, допустим, на 1000 км от родного города. Иногда цены на одну и ту же модель, особенно в массовом сегменте, могут сильно разниться от региона к региону.