Найти тему

И снова о Ката

Наверное, я уже вам надоел со своим взглядом на Ката. Уж сколько раз я писал о том, что каратэ без ката не бывает, о том, что изучение и практика ката - необходимая и неотъемлемая часть занятий каратэ. Но каждый раз в комментариях читаю - "эти ваши танцы", "бери больше, кидай дальше", и самое идиотическое - "лучше нету каратэ, чем в кармане три ТТ". Или пять. Кстати, за эту фразу на своём канале я блокирую сразу без предупреждения. Каратэ - для умных.

Поскольку свой канал я считаю в большой степени просветительским, а повторенье - мать ученья (Repetitio est mater studiorum), я попробую ещё раз сформулировать для себя, да и для вас, друзья мои, основные тезисы относительно каратэ вообще и ката в частности.

Но на сей раз я начну не с чоку-цуки или тайкьоку-шодан, а совсем с другого - с изучения китайской каллиграфии. Когда-то в детстве я в школе изучал китайский язык. Учили нас по замечательным учебникам Пекинского университета, а там с первой страницы иероглифы, а с первого урока изучение как правильно их писать. Конечно, детишкам гораздо интереснее быстро научиться лопотать что-то, чем выводить пером или кистью (да, и кистью тоже!) какие-то каракули, но наш учитель-китаец требовал, чтобы мы писали правильно и красиво. Каллиграфически!

Слева Ма Сивэн - мой учитель китайского языка и китайского ушу.
Слева Ма Сивэн - мой учитель китайского языка и китайского ушу.

И мы день за днём, месяц за месяцем, четверть за четвертью в специальной тетради, разлинованной особыми квадратами, писали и писали горизонтальные линии, точки, вертикальные линии, наклонные, изогнутые и т.п. Кто-то продвинулся недалеко и писал как курица лапой - лень матушка! Кто-то научился неплохо писать ручкой, но так и не освоил кисть. Оказалось, что надо не только правильно писать, но и уметь писать в определённом стиле, как бы сейчас сказали "определённым шрифтом, почерком". А в этом нам помогали специальные альбомы, в которых были собраны каллиграфические работы китайских мастеров каллиграфии. И некоторые из нас долго и упорно копировали и копировали эти работы, вырабатывая собственный стиль через многотысячекратное повторение стиля признанных мастеров. Каждый раз после выполнения какого-то текста, учитель проверял и поправлял - там нажим не тот, тут иероглиф кривой, а здесь вообще какое-то собственное "творчество", выпадающее из стиля. Процесс долгий, но только он позволяет добиться хорошей техники, только он способен помочь нам понять замысел мастера и реализовать его самостоятельно.

-2

Интересно, что точно так же (пусть и не так долго и тщательно) обучаются письму не только китайцы, но и европейцы. Во всяком случае раньше было так - сначала пишем палочки, кружочки, волосяные линии и линии с нажимом, в общем "прописи"; потом соединяем это в буквы, слова, "Мама мыла раму". И лет через 6-7 вдруг с удивлением замечаем, что учились-то все вроде одинаково, а почерк у всех разный. У кого-то каллиграфический, а у кого-то хуже, чем у участкового врача-терапевта.

-3

Так же точно учились писать и в древних монастырях Пскова, и в средневековых университетах Европы, и в "Республике ШКИД".

Вернёмся к нашему каратэ. Штудируя базовую технику и объединяя её в "комплексы"-ката мы поначалу просто "цитируем", копируем какой-то образец. Может быть, учителя. Может быть, старшего по группе. Может быть какого-то известного мастера. Освоив, изучив эту "копию", мы начинаем проникать в замысел создателя ката, в основном через применение - "Бункай". Записав применение "на подкорку" мы получаем в своё распоряжение ценнейший и эффективный арсенал, который всегда с нами, который не требует разрешения от МВД, который гарантированно сработает в случае чего.

То есть, от "прописей" через долгую и вдумчивую практику мы способны перейти к собственному стилю боя.

На каждом этапе должен быть контроль качества - тот, кто "раньше родился" и тоже прошёл этот путь, кто знает об ошибках на пути, о том, как этих ошибок избежать.

И ещё один момент - обилие "пройденных" ката отнюдь не означает, что их число пошло на пользу. Старые мастера утверждали, что на одну форму требуется года этак три. А то и больше. И совсем не факт, что для роста мастерства требуются ката "экстра-си" класса. Старые мастера утверждали, что даже в самом простом движении можно найти все основные принципы, все основные техники, все основные тактики. Поэтому на всех экзаменах в нашей школе первым практически всегда делают Хэйан-Шодан.

И напоследок фраза, сказанная одним интересным мастером каратэ:

"Ката как семя и корни цветка. Развивая понимание ката, можно выражать себя через эту ката. В итоге, это уже не просто корень, а через понимание и, в конечном итоге, собственное творение, он порождает листья и лепестки, становясь тем цветком, который мы видим..."
Тацуя Нака

-4

Читайте, комментируйте, подписывайтесь на мой канал.

Добро пожаловать на сайт нашей школы каратэ "Московский Будокан" и Форум нашего сайта.

Объявляем набор в мини-группы для начинающих и продолжающих.

Карате
0