Женщина ухаживает за пожилой мамой и совсем выбивается из сил. Она часто испытывает злость к маме, но стыдится в этом признаться. Она так сильно подавляет в себе «неправильные» чувства, что трансформирует их в еще бОльшую заботу: проводит с мамой каждую свободную минуту, вычеркнув свой досуг, закармливает ее домашними блюдами и по 10 кругу слушает рассказы о маминой молодости.
Молодая мама изнывает в декрете: материнство не оправдало ее ожиданий; вместо радости, счастья и умиления она чувствует раздражение, скуку, а иногда и агрессию. Эти чувства настолько пугают ее, что она усиливает попытки стать идеальной мамой: записывает ребенка в третий кружок, клеит с ним аппликации, лепит из теста зверюшек и потакает любым ребёнкинским капризам.
Родственники, посетив тяжело больного дядю, шутят с ним, смеются, ведут ниочемные разговоры. Боясь показаться слабыми, вместо фраз сочувствия и поддержки они транслируют нечто совсем иное. Нередко попытки «быть сильными» проваливаются, смех резко переходит в рыдания.
Это явление – когда чувства подавляются и заменяются противоположными – называется «реактивное образование». Так психика защищает человека, когда он не разрешает себе испытывать какую-либо эмоцию. Как правило, подобное происходит, когда нам кажется, что мы испытываем нечто недозволенное, неприличное, социально порицаемое.
«Как я могу злиться на собственную мать, что ж я за дочь такая?».
«Никому и ни за что не признаюсь, что мой ребенок вызывает у меня желание бить посуду и разбивать кулаки о стену».
«Если больной дядя увидит меня плачущим, он поймет, что я слабак и нюня; надо держать лицо».
Скорее всего, то, о чем я скажу дальше, вы слышали неоднократно. Слышали, но не пропустили через себя. Далека от мысли вести просветительскую работу в области эмоций, говорю сейчас не из позиции психолога, а как человек, по себе знающий о вреде реактивного образования.
Смотрите: испытывать ЛЮБЫЕ эмоции – НОРМАЛЬНО. Нет «плохих» и «хороших» эмоций. Все эмоции – это всего лишь эмоции. Запрещать себе их испытывать – все равно, что запрещать себе дышать с 10 до 11 или ходить с левой ноги по вторникам: не только не имеет смысла, но наносит вам вред. Запрещать себе испытывать, например, гнев – все равно, что сидеть задницей на работающем фонтане: долго все равно не просидите. Рано или поздно фонтан возьмет свое, и может случиться нечто грандиозное.
Чем в более догматичной среде живет человек, тем больше он себе запрещает. Например, верующие часто считают злость (или даже мысли о чем-то плохом) недопустимой, и подавляют ее в себе, заменяя чем угодно – от усиления поклонения до несения жесткой аскезы. С кем-то работает, но, увы, с меньшинством. У большинства же это действие – запрет на выражение злости – перерастает в пассивную агрессию, что сказывается и на самом человеке, и на его близких.
Реактивное образование – это попытка подменить одну реальность другой, вымышленной. Вы будто бы надеваете удушающую маску, которую добровольно носите, терпя сдавленное лицо, вымученную улыбку и смех сквозь слезы.
Что с этим делать: для начала честно признаться себе в испытываемых чувствах. «Да, я злюсь» - это первый шаг на пути к улучшению самочувствия. Обозначить эмоцию, признать ее, дать ей место – одно только это принесет облегчение. Далее попробуйте выяснить: а ЧТО конкретно вызывает во мне это чувство?
Эмоции ВСЕГДА нам что-то показывают. Злость – кто-то или что-то нарушает ваши границы. Агрессия – обратная сторона беспомощности. Разочарование – ваши ожидания нереалистичны. И т.д. Ответив на вопрос ЗАЧЕМ вам эта эмоция, вы получаете указание, как действовать дальше.
#эмоцииичувства #эмоциональныйинтеллект #эмоциональноевыгорание #агрессия #агрессивноеповедение #гневчеловеческий #управлениегневом #злость