В последние годы кинематографисты как отечественные, так и зарубежные, облюбовали столицу Приморья. Во Владивостоке в разное время снимались боевики, драмы, исторические и приключенческие ленты. «Город живописный. Здесь хочется снимать кино», - отозвался как-то о Владивостоке известный советский и российский оператор Николай Немоляев, снявший такие шедевры как «Покровские ворота», «Обыкновенное чудо», «Старики-разбойники».
Одно из первых появлений Владивостока на экранах было в кадрах кинохроники, которую в 1918-1920 годах снимали российские, американские и французские кинодокументалисты. В 50-60-х годах Владивосток стал притягательным для съемок игрового кино. Одним из первых фильмов, снятых в столице Приморья, стала советская приключенческая лента 1967 года «Пароль не нужен» режиссера Бориса Григорьева. По сюжету картины, в 1921 году во Владивостоке происходит переворот при поддержке японцев. Для сбора информации туда отправляется разведчик Всеволод Владимиров, он же Исаев. Эта картина стала первым фильмом о знаменитом Штирлице.
Съемки одного из первых в советском кино фильма-катастрофы «Внимание, цунами!», который вышел на экраны в 1969 году, также проходили во Владивостоке. Режиссер Юнгвальд-Хилькевич драматично показал, как огромная морская волна обрушивается на город. В нескольких ролях и в качестве массовки для сцен эвакуации участвовали жители Владивостока.
В 1982 году на экраны вышел фильм «Владивосток, год 1918», рассказывающий о работе Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов во главе с Константином Сухановым во времена интервенции.
В 1987 году Владивосток появился на киноэкранах в ленте «Залив счастья», который рассказывал о жизни и путешествиях адмирала Геннадия Невельского.
В 1990 году режиссер Виталий Каневский снял фильм о своем детстве, проведенном в Сучане и Владивостоке. Лента «Замри - умри – воскресни» получила приз европейской киноакадемии «Феликс» (аналог «Оскара») и приз Каннского кинофестиваля «За лучший дебют».
В XXI веке Владивосток облюбовали азиатские кинематографисты. В 2004 году японский режиссер Хидета Такахата снял во Владивостоке драму «Отель «Венера». Действие картины происходит в некоем абстрактном городе. Оператор Дзюн Накамура так снял Светланскую и Пограничную, что их не узнают даже старожилы города. В Японии «Отель «Венера» стал культовым: там существуют фан-клубы фильма, а одна из японских фирм организовывала специальные туры во Владивосток, где фанатов водили по местам съемок.
Летом 2004 года китайские кинематографисты выбрали столицу Приморья для съемок картины «Шанхайская история» о событиях Второй мировой войны. Китайцы сэкономили на поездке в Европу и сняли во Владивостоке Гамбург образца 1940 года.
В 2005 году во Владивостоке снимались несколько сцен южнокорейского боевика «Тайфун». В частности, одна из встреч двух героев картины произошла в районе морского и железнодорожного вокзалов.
В 2013 году на 8-м Римском кинофестивале сразу два приза - за режиссуру и лучший монтаж – достались фильму «Седьмой код» японца Киеси Куросавы. И этот фильм был полностью снят во Владивостоке. При этом в фильме мало хорошо знакомых мест. Разве что железнодорожный вокзал засветился. В кадре все больше задворки нашего города, дворы Миллионки да заборы с плакатами Григория Лепса.
В 2014 году центр Владивостока стал съемочной площадкой китайского боевика «Старый солдат» знаменитого актера и режиссера из Гонконга Саммо Хунга. Эта картина о том, как китайские и российские спецслужбы совместно ищут похитителя ювелирных изделий.
В 2015 году в столице Приморья снимали детективный телесериал «Международное расследование» для центрального канала Китая ССТV6. Действие картины разворачивается в 90-е годы прошлого столетия и в настоящее время. Оперативная группа китайских и российских полицейских ведет поиск китайских преступников. На фоне детективной истории развивается романтическая линия – китайский полицейский влюбляется в русскую красавицу, сотрудницу МВД, с которой он работает.
В феврале 2016 года во Владивостоке проходили съемки полнометражного фильма «Джули и тишина» гонконгского режиссера Дерека Цанга.
Сюжетная линия описывает впечатления девушки Джули, которая посетила город из ее любимой книги. Путешествуя по местам, описанным в книге, она встречает на своем пути разных людей и постепенно влюбляется в незнакомый город. В картине мелькают самые известные места Владивостока: Токаревский маяк, площадь Борцов за власть советов, кампус ДВФУ, здание почтамта на Светланской, морской и железнодорожный вокзалы и даже продовольственная ярмарка на площади.
Интерес азиатских киношников к Владивостоку понятен. Ведь для них это ближайший европейский город. Впрочем, как правило, Владивосток предстает в китайских, японских и корейских фильмах в роли криминальной столицы Азиатско-Тихоокеанского региона. Исключение - фильм «Джули и тишина».
«Во Владивостоке, к сожалению, снята лишь небольшая часть фильма. Но этот город - очень романтичный, красивый. Я увидел тут множество зданий в европейском стиле. Тут неповторимый архитектурный ансамбль, необыкновенная природа. Мне кажется, он отлично подходит на роль волшебного города из романа», - делился впечатлениями во время съемок режиссер Дерек Цанг.
Впрочем, не забывают про Владивосток и отечественные кинематографисты. Летом 2008 года известный российский режиссер Николай Хомерики свою картину «Сказка про темноту» полностью снимал во Владивостоке. Фильм был показан на Каннском международном кинофестивале и российском «Кинотавре».
Осенью 2010 года во Владивостоке и его окрестностях проходили съемки сериала «Пираньи» с Сергеем Жигуновым в главной роли. А осенью 2016 во Владивостоке прошли съемки фильма «На районе» с Данилой Козловским в главной роли. По задумке, лента «На районе» — криминальная драма про двух друзей-бандитов, работающих на криминального авторитета.
В 2015 году во Владивостоке проходили съемки приключенческой комедии «Напарник» с Сергеем Гармашем в главное ролик.
Последний фильм, снятый в столице Приморья – «Владивосток»,,вышедший в прокат в конце 2021 года. Вот что говорил о городе режиссер картинры Антон Борматов: «Владивосток — интереснейшая площадка для кино, и я надеюсь, что здесь все больше и больше будет сниматься фильмов. Город привлекает интересной натурой в первую очередь. И архитектурные виды прекрасны, и природные, и смена погоды, и удивительные туманы — этот город просто «40 оттенков туманности»… Это то, что интересно в кино, — ведь на 80 процентов фильм поражает своей визуальной частью. И в этом смысле Владивосток — находка. Мы очень стараемся подмечать все такие вещи, которые говорят об уникальности Владивостока — восточные детали, например. Очень хочется показать его характер. И звуки мы записываем, например, ждем, когда в порту начнет поворачиваться кран и будет такой особый скрипящий звук-скрежет, когда гудки в порту… Звуковая картинка должна быть четкой, ясной, именно владивостокской».
Родной город вдохновляет на кинопроизводство и местных молодых режиссеров. И тут вспоминаются слова знаменитого французского актера Пьера Ришара, сказанные им во время одного из кинофестивалей «Меридианы Тихого»: «Владивосток – очень кинематографичный город. Когда мы гуляли по Спортивной Гавани, я думал – какое киношное место, как здесь оригинально и красиво, как повезло тем, кто снимает здесь кино. Кино может сделать Владивосток известным на весь мир. Смотрите, что сделали американские киношники с Сан-Франциско! Я там никогда не был, но мне кажется, что я отлично знаю этот город, поскольку я так часто видел его в кино. И советовал бы местным молодым режиссерам снимать и снимать Владивосток, потому что он не банальный.
А еще удивительно, почему ни одна из приморских турфирм не разработала маршрут по кинематографичным местам Владивостока? Уверен, он пользовался бы большим спросом.