“И сказал Господь Моисею: «Собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтобы они стали там с тобой. Я сойду, и буду говорить там с тобой, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобой бремя народа, а не один ты носил. Народу же скажи: Очиститесь к завтрашнему дню и будете есть мясо; так как вы плакали вслух Господа и говорили: 'Кто накормит нас мясом? Хорошо нам было в Египте', — то и даст вам Господь мясо, и будете есть: не один день будете есть, не два дня, не пять дней, не десять дней и не двадцать дней, но целый месяц, пока не пойдет оно из ноздрей ваших и не сделается для вас отвратительным, за то, что вы презрели Господа, Который среди вас, и плакали пред Ним, говоря: 'Для чего было нам выходить из Египта?'» ...И поднялся ветер от Господа, и принес от моря перепелов, и набросал их около стана, на день пути по одну сторону и на день пути по другую сторону стана, и почти на два локтя от земли. И встал народ, и весь тот день, и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов; и кто мало собирал, тот собрал десять хомеров; и разложили их для себя вокруг стана. Мясо еще было в зубах их и не было еще съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великой язвой” (Чис. 11:16-20, 31-33).
Ропот и недовольство существуют с незапамятных времен. И не Израиль их придумал. Этот феномен особенно хорошо прослеживается в динамике групповой ситуации. Всегда, когда в коллектив вводятся извне какие-то изменения, кто-то начинает проявлять недовольство. Бог контролировал ситуацию, в которой находился Израиль, и у людей поэтому не было законного основания жаловаться. Вспомним, сколько Бог сделал для Израиля: (1) Он в целях безопасности поместил их в пустыню; (2) Он организовал их в упорядоченный стан; (3) Он каждый день кормил их; (4) их одежда и обувь не изнашивались; (5) Бог с помощью облака днем и столба огня ночью указывал им путь, чтобы они не заблудились в пустыне; (6) ведомые Богом, они шли к земле обетованной, и от наследия их отделяло короткое расстояние.
Но несмотря на все Божьи деяния, среди людей возникли жалобы и недовольство. На это настроение не подействовало наказание — Бог посылал на стан огонь. На него не подействовали благодеяния — им опротивела манна. Они забыли прошлые скорби — свое рабство в Египте. Они были равнодушны к цели, ради которой Бог призвал их, — к земле обетованной.
НАКАЗАНИЕ ГРЕХА
На жалобы Израиля Бог ответил тем, что дал им больше, чем они просили. Раз люди возненавидели манну и хотели мяса, то Бог сделал так, что возле стана упали перепела. Мы иногда употребляем выражение “Дождь льет, как из ведра”. Так вот, по Божьему велению в радиусе десяти километров от стана прошел перепелиный дождь: перепела сыпались с неба, “как из ведра”, причем в некоторых местах высота насыпавшихся куч доходила до метра. Это огромное количество перепелов! Как и в случае с манной, которую Бог продолжал им давать, Израилю только и нужно было, что пойти и подобрать их. Однако Божьи благословения вызвали только жадность. Поскольку кучи перепелов достигали метровой высоты, то было интересно, наверное, наблюдать картину, как иудеи, средний рост которых составлял около 165 см, копошатся среди перепелов. Они буквально по грудь утопали в перепелах. Моисей пишет, что каждым было собрано, самое меньшее, десять хомеров, что равняется 110 корзинам емкостью 36 литров каждая!
Люди забыли о том пропитании, которое им ежедневно посылал Бог. Манны хватало только на один день, но зато они ее получали ежедневно, кроме субботы. Вместо того чтобы собрать только на один день, израильтяне целых два дня собирали птиц и нанесли их великое множество. Текст также указывает, что такое количество перепелов Бог дал Израилю затем, чтобы преподать им урок, что жадность вызывает презрение. У них целый месяц будет столько мяса, и есть его они будут так часто, что их будет тошнить от него. Алчность и сегодня заставляет людей забывать ежедневную Божью заботу о них.
СВОЙСТВО ГРЕХА ВЛЕЧЬ ЗА СОБОЙ ЕЩЕ БОЛЬШИЙ ГРЕХ
В журнале “Христианство сегодня” приведены слова Нельсона Белла: “Часто Божье наказание за грех выражается в еще большем грехе”. Этот принцип можно проследить как в Ветхом, так в Новом Заветах. Например, в Рим. 1:24 и дал. Павел пишет, что Бог позволил людям буквально купаться в своем собственном грехе, пока общество не устало от него настолько, что захотело изменить ситуацию. Этот принцип действует в обществе из поколения в поколение. Вспомните, что произошло у нас за последние десятилетия. Наша алчность в технологии привела к тому, что окружающая среда сегодня практически отравляет нас. Люди так долго и так громко кричали об этом, что весь мир встревожили токсические отходы и озоновые дыры. Предпринимаются шаги и вводятся в действие законы, направленные на оздоровление окружающей среды.
Сексуальные грехи распространились по всему миру, и угроза СПИДа так ошеломила всех, что появился спрос на “безопасный секс”, т.е. моногамные связи. Общество начало настойчиво призывать к сексуальной ответственности. Преступное отношение к детям, употребление наркотиков, алкоголизм и рак от курения — все это тоже заставляет общество задумываться о переменах. Ирония всего этого состоит в том, что наш Творец с самого начала знал, что хорошо для Его творения; но пока человек сам не прочувствует этот ценный урок и не станет что-то менять, Бог не сможет помочь нам. Как блудный сын, который, в конце концов, “пришел в себя” в далекой стране греха, Божьи дети часто учатся на своем очень болезненном опыте.
А какие уроки мы можем извлечь из опыта израильтян? Во-первых, мы должны быть осторожны с тем, о чем мы просим Бога, потому что мы можем получить это. А получив, можем обнаружить, что это совсем не то, чего мы на самом деле хотели. Мы захотим избавиться от такого “дара”, но не сможем. Это сделает нас мудрее и осмотрительнее, когда мы будем просить чего-то у Бога. Это заставит нас в свои просьбы всегда включать фразу: “Но, Боже, только если на это будет Твоя воля”. Во-вторых, мы должны быть осторожны с тем, на что мы жалуемся Богу. Он вполне может ответить на нашу жалобу. В-третьих, мы должны быть всегда благодарны за то, что мы имеем (Еф. 5:20; Кол. 4:2). Благодарность и воспоминание, как Бог уже благословил нас, не позволит нам быть недовольными и озлобленными. Озлобленность и ворчание присущи духу времени, а не возрасту. Фрэд Каули, директор оздоровительного центра для пожилых, как-то сказал на собрании, посвященном вопросам старения: “Это миф, что старики становятся вредными и раздражительными. Реальность состоит в том, что это вредные и раздражительные люди становятся стариками”.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В этом веке эгоизма и вещизма христиане должны еще упорнее трудиться, чтобы иметь христоподобный дух, а не дух недовольства и ропота. Мы должны постоянно напоминать себе о Божьих благословениях. Он так возлюбил нас, что послал нам Иисуса. Благодарны ли вы за Него?
#благодарность #благодарностьбогу #благодари #недовольствожизнью #числа #ветхийзавет #израиль #историяизраиля #недовольство #история