Найти тему

Поручение

Оглавление

Что может быть прекраснее лета? Только летние каникулы.

‒ Вы хорошо поработали в этом году, мальчики, ‒ говорил нам Васильич, ‒ Теперь пришло время так же хорошо отдохнуть.

Жаркий летний июльский день плавно переходил в вечер. Мы сидели в лаборатории.

Ещё утром и в обед здесь было шумно и многолюдно. Подводились итоги соревнований, проходила церемония награждения участников, раздавались почётные грамоты и подарки.

А за три дня до этого здесь же, в лаборатории, проходили республиканские соревнования по радиоэлектронике и конструированию между командами Станций юных техников. День первый ‒ скоростная сборка радиосхем, день второй ‒ сдача теоретического экзамена, день третий ‒ защита перед судейским жюри и оппонентами самостоятельно собранных за несколько месяцев до этого радиоэлектронных конструкций.

И вот теперь всё позади. Соревнования закончились. Победители определены и награждены. Ребята из других команд, наши соперники, уже разъехались по своим городам.

В лаборатории остались только мы, кружковцы и Васильич.

‒ И за оставшиеся полтора летних месяца, ‒ продолжал Васильич, ‒ мне бы очень хотелось, чтобы вы действительно хорошо отдохнули. Чтобы в сентябре, с новыми силами приступили к школьным занятиям и снова вернулись в наш радиокружок. Да, до сентября занятий в кружке не будет, я тоже буду в отпуске. Ну, а как и где проведёт остаток каникул каждый из вас, вы, наверное, уже знаете. Дома или в отпуске, в городе или за городом, с родителями или у бабушки с дедушкой, в доме отдыха, на турбазе или в санатории, на даче или в пионерском лагере ‒ везде хорошо. Но, где бы вы не проводили своё лето, наверняка рядом с вами будут и другие ребята. Или ваши старые товарищи, или новые, с которыми вам только ещё предстоит познакомиться. Ведь так?

Мы дружно согласились.

‒ Так вот, ‒ говорил Васильич дальше, ‒ именно поэтому у меня к вам, мальчики, будет небольшая просьба. Или поручение. Попробуйте показать тем ребятам, вашим старым или новым друзьям, как собирать радиосхемы. Выберите какую-нибудь простую схему. На одном, двух или трёх транзисторах. Какую-нибудь простенькую пищалку, гуделку или мигалку. Вроде того мультивибратора, что вы собирали на скоростной сборке. Заранее подберите нужные для сборки радиодетали. Схему можно собрать в виде "летучки", на скрутках проводов и выводов радиодеталей. Знаю, что у нас это не одобряется, но в данном случае вполне применимо. Тем более, что инструментами пользоваться вы вряд ли сможете. Паяльник включать в пионерском лагере вам никто не разрешит. А инструменты, такие как бокорезы, отвёртки или любимый пинцет, брать с собой в поездку не стоит. Жалко будет, если потеряете. Так что вместо инструментов придётся пользоваться подручными средствами. Провода, например, можно зачистить и острым краем обломка стёклышка. Эмалевую изоляцию с тонкого обмоточного провода снять, нагрев его в пламени спички. Либо перочинным ножиком, остриё которого предварительно заточить о бетон, что под ногами, или попавшимся под руку обычным камнем. В общем, действовать по ситуации, используя все подручные средства. Ну как? Сможете? Не слишком затруднит вас моя просьба?

Вроде ничего необычного. Вполне по силам.

Мы ещё немного посовещались, поспрашивали.

Затем Васильич закончил свою напутственную речь, и, чуть погодя, мы разошлись.

Ещё один год в радиокружке закончился. И он был замечательным.

Возвращаясь домой я обдумывал просьбу Васильича. Насчёт выбора схемы никаких сомнений не было. Конечно же, буду собирать трёхтранзисторный радиоприёмник.

02. Схема электрическая принципиальная простого радиоприёмника на трёх транзисторах. Источник изображения: http://radiobooka.ru/rsvyaz/122-09.html
02. Схема электрическая принципиальная простого радиоприёмника на трёх транзисторах. Источник изображения: http://radiobooka.ru/rsvyaz/122-09.html

Уже неоднократно собранный, отработанный, он, как нельзя лучше, подходил для данного дела.

***

Спустя ещё пару недель начиналась третья, августовская смена в нашем пионерском лагере.

Накануне заезда я забрался в подвал дедушкиного дома, где у дяди была оборудована радиомастерская.

‒ Бери всё, что понадобится и когда захочешь, и даже не спрашивай, ‒ когда-то сказал мне дядя. И я в очередной раз воспользовался его предложением.

Перерисовал схему радиоприёмника на листок из школьной тетрадки в клеточку и подобрал радиодетали для трёхтранзисторного.

Фильтрующий конденсатор ёмкостью 68 нФ и резистор смещения сопротивлением 47 кОм.

Переменный конденсатор для колебательного контура использовать не стал, он большой и тяжёлый. Решил обойтись постоянным, ёмкостью 240 пФ, а на нужную радиостанцию настраиваться передвигая катушку индуктивности по ферритовому стержню магнитной антенны. Я так делал и раньше.

Нашёл обломок ферритового стержня для магнитной антенны. Катушку индуктивности не наматывал, решив показать данный процесс уже на месте, при демонстрации. Для этого смотал на небольшой кусочек картона несколько метров тонкого, золотистого как солнечный свет, обмоточного провода.

03. Обломок ферритового стержня для магнитной антенны, ферритовое кольцо ВЧ-дросселя и провод для намотки.
03. Обломок ферритового стержня для магнитной антенны, ферритовое кольцо ВЧ-дросселя и провод для намотки.

Ферритовое колечко дросселя намотал заранее.

А для катушки магнитной антенны просто свернул на феррите гильзу из полоски бумаги от той же школьной тетрадки. Клея под рукой не нашлось, поэтому зафиксировал конец бумажной полоски с помощью горячего паяльника каплей расплавленной канифоли. И так сойдёт.

Подобрал и транзисторы. Высокочастотный П416, для второго каскада МП37A и для оконечного каскада МП40. Вот только проверить тестером их, прозвонив переходы, на исправность, не сообразил. Ну и что, что они уже использовались и выводы у них паяные? Раз лежат в пластмассовой коробке вместе со всеми остальными ‒ значит рабочие!

04. Радиодетали для сборки. Не ищите здесь транзистор П416, ни на этом фото, ни в моих современных запасах его не оказалось. В качестве замены можно использовать ГТ308 или ГТ309.
04. Радиодетали для сборки. Не ищите здесь транзистор П416, ни на этом фото, ни в моих современных запасах его не оказалось. В качестве замены можно использовать ГТ308 или ГТ309.

Не забыл и про источник питания ‒ пальчиковую батарейку на 1.5 вольта. Но припаять к её контактам по отрезку провода для большего удобства подключения ‒ забыл.

Зато сами одножильные проводки для монтажа, разноцветные, в яркой изоляции, от японского телефонного кабеля, подобрал. Заранее очистил от изоляции их концы.

05. Источник питания ‒ пальчиковая батарейка на 1.5 вольта и одножильные монтажные провода.
05. Источник питания ‒ пальчиковая батарейка на 1.5 вольта и одножильные монтажные провода.

Найдя миниатюрный капсюль головного телефона ТМ-2В проверил его исправность батарейкой. Щёлкает. Исправен.

06. Головной телефон ТМ-2В и несколько радиодеталей.
06. Головной телефон ТМ-2В и несколько радиодеталей.

Рассовав свои новые сокровища по спичечным коробкам и пакетикам, уложил всё в бабушкину сумку, с которой всегда ездил в лагерь.

Подготовился.

***

Спустя три или четыре дня после начала смены, когда все успели познакомиться и подружиться, во время тихого часа (можно было не спать, главное ‒ не шуметь) я разложил схему и заранее заготовленные детали радиоприёмника на одеяле кровати. И начал потихоньку его собирать.

‒ А что это ты делаешь? ‒ спросил с соседней кровати мой новый товарищ. Из-за больших очков со связанными бельевой резинкой дужками мы прозвали его Знайкой. Он действительно был похож на одноимённого персонажа из популярного детского мультфильма.

‒ Радиоприёмник собираю. Вот по этой схеме. Сначала нужно намотать катушку индуктивности. Для приёма "Маяка" на средних волнах понадобится 75 витков. А вот эти, круглые, с тремя ножками ‒ это транзисторы. Ножки разные: эмиттер, коллектор и база. Перепутать нельзя, нужно подключить правильно. А вот это чёрненькое колечко с проводом ‒ дроссель. Подключается по схеме вот сюда. А это...

Так, поясняя по ходу сборки свои действия, я собрал радиоприёмник. Управился примерно за полчаса.

Настало время его включать.

Батарейку пришлось прижимать контактами к концам питающих проводов пальцами. Неудобно.

В наушнике вместо шума эфира слышались только тихие щелчки.

Я попробовал настроиться на радиостанцию, передвигая гильзу катушки индуктивности по ферритовому стержню. Гильза, прижатая витками провода, передвигалась плохо. При большем приложенном усилии намотанные внавал витки провода с гильзы стали просто сползать.

‒ Ну что? Слышно что-нибудь? Работает? ‒ нетерпеливо спрашивал сидящий рядом Знайка.

‒ Что-то ничего пока не могу принять, ‒ признался я, ‒ быть может потому, что в помещении. Стены сигнал экранируют. Надо попробовать после тихого часа ещё раз на улице.

После окончания тихого часа я, расположившись на ступеньках главного корпуса, ещё раз попытался принять хоть какую-нибудь радиостанцию. Безрезультатно. Те же самые слабые щелчки в наушнике. Знайка сидел рядом. Сочувствовал и переживал.

‒ Вы что это делаете? ‒ спросили проходящие мимо ребята.

‒ Радио собираем. Вот он собирает. По схеме. ‒ отвечал им Знайка.

Мальчишки, заинтересовавшись, решили остаться и посмотреть, что получится.

Спустя несколько минут к нам присоединились ещё трое или четверо.

‒ Это радио, ‒ пояснял им Знайка, ‒ собирается вот по этой радиосхеме. Эти круглые, с тремя ножками ‒ транзисторы...

Я пыхтел над собранной "летучкой", прижимая пальцами концы проводов к батарейке и всё ещё пытаясь настроиться на радиостанцию. От многочисленных попыток канифоль, которой был закреплён конец бумаги катушки, потрескалась и осыпалась. Витки катушки совсем поползли.

Число зрителей всё увеличивалось. Про "визит-эффект" и про прямую зависимость его величины от количества наблюдающих я тогда ещё не знал.

Хотя про законы Мерфи уже слышал.

Когда количество зрителей, с интересом наблюдающих за этим увлекательным аттракционом, превысило десяток, я сдался.

Радиоприёмник так и не заработал.

***

Всё хорошее быстро кончается. Закончились и летние каникулы.

В сентябре начались занятия в школе, а вместе с ними и в радиокружке.

‒ Как отдохнул? ‒ спросил меня Васильич, разыскивая по многочисленным стеллажам, ящикам и коробочкам подсобки понадобившуюся мне радиодеталь. ‒ Ездил куда-нибудь? Или был дома?

‒ Хорошо отдохнул, Иван Васильевич, спасибо, ‒ отвечал я. ‒ Был в пионерском лагере.

‒ Это хорошо, что хорошо... ‒ задумчиво проговорил Васильич. ‒ Ну, а как моё поручение? Помнишь? Или забыл?

‒ Нет, не забыл. Я пытался собрать трёхтранзисторный приёмник, да вот только он не заработал, ‒ огорчённо сказал я.

Васильич на минутку остановился и внимательно посмотрел на меня.

‒ А это уже не важно, ‒ сказал он. ‒ Главное, что ты вспомнил и сделал.

11 августа 2022 года.

С уважением, Ваш @mp42b.

<-- Предыдущая статья | Содержание 2019-2022 | Следующая статья -->

-7

#mp42b #простые вещи #васильич #радиокружок

#сделай сам #электроника #электроника для начинающих

#СССР #истории #вспомнилось

Ещё статьи про детство, радиокружок и Васильича на этом канале:

1. Про детство, радио и вечный двигатель

Про детство, радио и вечный двигатель
mp42b - Про транзисторы и прочее22 августа 2019

2. Знать и уметь — разные вещи

Знать и уметь — разные вещи
mp42b - Про транзисторы и прочее26 сентября 2019

3. Про конфеты, Японию и закон Ома для участка цепи

Про конфеты, Японию и закон Ома для участка цепи
mp42b - Про транзисторы и прочее26 сентября 2019

4. Колёсики

Колесики
mp42b - Про транзисторы и прочее1 октября 2019

5. Про частоту или как звучат подмосковные вечера

Про частоту или как звучат подмосковные вечера
mp42b - Про транзисторы и прочее9 ноября 2019

6. Про школу, физику и первый закон Ньютона

Про школу, физику и первый закон Ньютона
mp42b - Про транзисторы и прочее14 ноября 2019

7. Про космонавта

Про космонавта
mp42b - Про транзисторы и прочее25 ноября 2019

8. Спичечный робот для беспроигрышной игры или немного про обучаемые автоматы

Спичечный робот для беспроигрышной игры или немного про обучаемые автоматы
mp42b - Про транзисторы и прочее28 сентября 2020

9. Пара абзацев, несколько строчек, один диод

Пара абзацев, несколько строчек, один диод
mp42b - Про транзисторы и прочее15 мая 2021