Найти в Дзене
ИСКУССТВОВАЧ

Константин Сомов. Нетрадиционная ориентация и подробности личной жизни

Сомов - одно из центральных лиц художественного объединения “Мир искусства”, которое с собой принесло струю “эстетического” эротизма в историю русского искусства. Сомов кардинально отличался от других участников этого объединения, как стилем, так и биографией и “пикантными” подробностями своих предпочтений. Рос художник в семье хранителя коллекции Эрмитажа Андрея Сомова, который был преданным любителем искусства, собирал коллекцию и мечтал, что сын тоже в будущем станет частью плеяды русских гениев. Костя еще с детства играл только с куклами, для них вышивал одежду. А что касается первых попыток завести дружбу, то ему удавалось только с представителями женского пола - хрупкого и тонким душевным строем. Эти, с первого взгляда, не особо вон выходящие из нормы подробности, может быть, ни на что не намекают. Но именно они указывают на тот путь, который выбрал художник в будущем: это иронизированный мир отношений между мужчиной и женщиной - фривольный и поверхностный. Но если к женщинам Со

Сомов - одно из центральных лиц художественного объединения “Мир искусства”, которое с собой принесло струю “эстетического” эротизма в историю русского искусства. Сомов кардинально отличался от других участников этого объединения, как стилем, так и биографией и “пикантными” подробностями своих предпочтений. Рос художник в семье хранителя коллекции Эрмитажа Андрея Сомова, который был преданным любителем искусства, собирал коллекцию и мечтал, что сын тоже в будущем станет частью плеяды русских гениев. Костя еще с детства играл только с куклами, для них вышивал одежду. А что касается первых попыток завести дружбу, то ему удавалось только с представителями женского пола - хрупкого и тонким душевным строем. Эти, с первого взгляда, не особо вон выходящие из нормы подробности, может быть, ни на что не намекают. Но именно они указывают на тот путь, который выбрал художник в будущем: это иронизированный мир отношений между мужчиной и женщиной - фривольный и поверхностный. Но если к женщинам Сомов относится к легкой иронией, не предаваясь восхищению ими, то мужская красота становится единственным предметом в его живописи, к чему художник относится с большим трепетом и благоговением.

Константин Сомов - Автопортрет
Константин Сомов - Автопортрет

Первые “знаки” заинтересованности мужским полом замечаются еще в молодости, когда Сомов учился в известной в той пору гимназии Мая (которая отличалась от других заведений своим индивидуальным подходом к ученикам). Там он находит своего первого “друга” - Дмитрия Философова (известный публицист). В гимназии многие замечали “необычный” формат общения Сомова и Философова, но обоим повезло, так как Сомова скоро забрали из гимназии.

Дмитрий Философов
Дмитрий Философов

В будущем его первым, но временными спутником жизни становится Михаил Кузьмин - русский поэт (опять с нетрадиционной ориентацией), бывший ученик Римского-Корсакова. Кузьмин остался в истории со своей провокационной новеллой “Крылья”, в котором без стеснения писатель открывает “прелестный” мир однополой любви. Здесь впервые появляются идеи толерантности и понимания того, что любовь бывает разной и Серебряный век со своим декадентным уклоном стал плодотворной почвой для развития и распространения этих идей. Однако, Сомов отличался от Михаила. Последний был “самим пороком” , “сутенером”, который был зациклен исключительно на телесном удовольствии в том случае, когда Сомов, еще “невинное дитя”, жил с романтическими, идеализированными представлении о любви. Особенно интересен портрет Кузьмина, исполненного Сомовым после долгих лет дружбы. Но “развратный” поэт и благородный Сомов слишком отличались друг от друга, поэтому скоро они разошлись.

К. Сомов - Портрет М. Кузьмина
К. Сомов - Портрет М. Кузьмина

Единственный мужчина, имя которого у Сомова ассоциировался с райской идиллией и спокойствием, был Мефодий Лукьянов (с прозвищем Миф). Это не просто было какое-то увлечение, любовная игра. Это было 22 года совместной жизни взаимопонимания и заботы. И портреты Лукьянова вовсе не содержали в себе “плотского” восхищения красотой натурщика. Тут везде замечается задушевность, близость и родственная, душевная связь между художником и натурщиком. Но, к сожалению, Лукьянову не было суждено жить долго. Скоро, в 40-летнем возрасте, в Париже он умер от чахотки. И столько эмоции, сожаления и боли можно найти в дневнике Сомова в связи с этим событием (“Меня ведь никто не любил, как он”).

К. Сомов - Портрет М. Лукьянова
К. Сомов - Портрет М. Лукьянова

Несмотря на горькую утрату, Сомов свою старость под конец решил “раскрасить” присутствием молодого спортсмена. Борис Снежковский, 19-летний юноша вовсе не претендовал стать “властителем” сердца художника. Да и художник сам не стремился к новым любовным романам.

К. Сомов - Боксер (Б. Снежковский)
К. Сомов - Боксер (Б. Снежковский)

Тут, скорее всего, атлетичный юноша служил предметом эстетического любования, восхищения. Годы проходят, а вкусы-то не меняются. Вот Борисом и заканчивается история однополых авантюр, под влиянием которых были созданы не только серии откровенных эротических портретов, но и шедевров.

Благодарю, что дочитали. Если статья понравилась, то буду признательна пальчику вверх и подписке.