Найти тему
#velonation

Что не так с выставкой «Город для каждого»

Сходила на выставку “Город для каждого” в Манеже, которая в этом году проводится вместо Международного урбанистического форума. Кто такие эти “каждые”, я так и не поняла.

Один из множества макетов ЖК
Один из множества макетов ЖК

Предыстория. В 2012 году в Москве провели первый Moscow Urban Forum — большую международную конференцию по развитию городов. Одним из участников был живой урбанистический классик и автор книги “Город для людей”, Ян Гейл, который в тот момент консультировал мэрию. Под его влиянием в Москве началось благоустройство не только парковых зон, но и улиц, появилась программа “Моя улица”, а потом “Мой район” — постепенно идеи датского урбаниста в московских условиях, скажем так, эволюционировали.

Вместе с ними эволюционировал и Moscow Urban Forum — он чем дальше, тем сильней напоминал годовые отчеты чиновников, в которых мерилом успеха были не паттерны поведения людей, не выручка бизнеса на обновленных улицах и не удобство московского транспорта, а квадратные километры уложенной плитки и протяженность линий метро — не человеческие, а чисто технические показатели. На последнем препандемийном форуме был показательный момент: Сергей Муратов из КБ Стрелка публично передал в руки заммэра по ЖКХ Бирюкова инструкцию по уходу за полированным бетоном в “Яме” и очень просил не красить его серой жкхашной краской. С тех пор «Яму» успели не только покрасить, но и обнести двойным забором.

Грустные последствия автоцентричного планирования можно заметить прямо на выставке.
Грустные последствия автоцентричного планирования можно заметить прямо на выставке.

Тем не менее, форум оставался международным событием: в 2019 году в нем участвовали представители 69 стран. Иногда среди спикеров попадались и неожиданные локальные фигуры, например, в 2015 году выступал Евгений Ройзман.

Но вот настала пандемия — форум перевели в онлайн, а потом случилось 24 февраля 2022 года, после которого говорить о каких-то международных мероприятиях в Москве ее приходится. Видимо, вместо того, чтоб вариться в собственном соку, московская мэрия решила отменить форум и устроить экспозицию “Город для каждого” с подзаголовком “Выставка ключевых градостроительных и инфраструктурных проектов Москвы”.

Некоторые небоскребы выглядят подавляюще даже в виде макета.
Некоторые небоскребы выглядят подавляюще даже в виде макета.

Так что же у нас в Москве ключевое? Небоскребы. Очень много небоскребов. Пространство Манежа вдоль и поперек утыкано макетами проектов высотного строительства. Для некоторых макетов это явно не первое явление народу — проект одного из московских ТПУ, в котором транспортная функция едва различима за высотными корпусами и торговым центром, украшен логотипами Zara, Louis Vuitton и других брендов, безвременно покинувших Российскую Федерацию. Если судить об облике столицы по выставке в Манеже, получится Гонконг.

На некоторых макетах фигурируют ушедшие из России бренды.
На некоторых макетах фигурируют ушедшие из России бренды.

Чтобы у посетителей не возникло впечатления, что в Москве только и делают, что сносят старое и строят новое, есть один стенд с рассказом про редевелопмент. Там показывают ГЭС-2, Еврейский музей, будущий Музей транспорта и дом Наркомфина. Но очень специфически — никакой информации об архитекторах, которые делают эти проекты, там нет. О том, чем замечательны эти сооружения, почему их надо беречь, тоже ни слова.

Макет переустройства Еврейского музея.
Макет переустройства Еврейского музея.

Второе место после небоскребов занимают дороги. На стенде, который им посвящен, зачем-то установлен трактор и сообщается, что Москва занимает третье место по темпам прироста протяженности дорог. Как этот прирост влияет на качество жизни людей, под окнами у которых вырастают хорды и эстакады, на качество воздуха и безопасность не сообщается. Стратегия города в том, чтобы увеличить пропускную способность дорожной сети на 20%. Про спровоцированный спрос — чем больше строится дорог, тем больше на них становится автомбилей — мэрия, наверное забыла. Как и о том, что федеральный закон об “Организации дорожного движения” устанавливает приоритет безопасности над скоростью. Но, как показывает выставка, безопасность в число основных инфраструктурных проектов Москвы не попала. Довольно смело для города, где в прошлом году погибли 360 человек — одна смерть практически каждый день.

Транспортная политика, в которой не видно людей.
Транспортная политика, в которой не видно людей.

В целом рисуется такая картина: многочисленные высотные башни, а между ним по быстрорастущей сети дорог мчатся автомобили. Постойте, где-то мы это уже видели — да это же Лучезарный город Ле Корбюзье, который он хотел построить на месте Парижа, модернистская утопия и кошмар любого урбаниста. Кстати, не далее как в 2019 году на форуме эксперты из разных городов мира обсуждали, что делать с модернистскими “спальниками”, которые являются полной противоположностью современной концепции “пятнадцати минутного города”, в котором все под рукой.

От создателей самого вкусного мороженого в мире.
От создателей самого вкусного мороженого в мире.

Чтобы вы не думали, что в Москве вдруг забыли про детей и стариков, есть пара стендов с социальным уклоном. Актуальная тема городского здоровья выродилась в рассказ о павильонах “Здоровая Москва”. На стенде также сообщается, что московское здравоохранение — одно из лучших в мире. Точно также стенды про образование и спорт сообщают, что у нас одно из лучших в мире образований и одна из лучших в мире обеспеченность граждан спортивными объектами. Не хватает только самого вкусного в мире мороженого.

У меня не было особых ожиданий от выставки в “Манеже”, но даже при таком раскладе она страшно разочаровывает. “Город для всех” оказался городом ни для кого — не считая, конечно, строительного комплекса, которому совершенно без разницы на людей, зато важно уложить как можно больше километров асфальта и построить побольше квадратных метров жилья и офисов.