Сходила на выставку “Город для каждого” в Манеже, которая в этом году проводится вместо Международного урбанистического форума. Кто такие эти “каждые”, я так и не поняла.
Предыстория. В 2012 году в Москве провели первый Moscow Urban Forum — большую международную конференцию по развитию городов. Одним из участников был живой урбанистический классик и автор книги “Город для людей”, Ян Гейл, который в тот момент консультировал мэрию. Под его влиянием в Москве началось благоустройство не только парковых зон, но и улиц, появилась программа “Моя улица”, а потом “Мой район” — постепенно идеи датского урбаниста в московских условиях, скажем так, эволюционировали.
Вместе с ними эволюционировал и Moscow Urban Forum — он чем дальше, тем сильней напоминал годовые отчеты чиновников, в которых мерилом успеха были не паттерны поведения людей, не выручка бизнеса на обновленных улицах и не удобство московского транспорта, а квадратные километры уложенной плитки и протяженность линий метро — не человеческие, а чисто технические показатели. На последнем препандемийном форуме был показательный момент: Сергей Муратов из КБ Стрелка публично передал в руки заммэра по ЖКХ Бирюкова инструкцию по уходу за полированным бетоном в “Яме” и очень просил не красить его серой жкхашной краской. С тех пор «Яму» успели не только покрасить, но и обнести двойным забором.
Тем не менее, форум оставался международным событием: в 2019 году в нем участвовали представители 69 стран. Иногда среди спикеров попадались и неожиданные локальные фигуры, например, в 2015 году выступал Евгений Ройзман.
Но вот настала пандемия — форум перевели в онлайн, а потом случилось 24 февраля 2022 года, после которого говорить о каких-то международных мероприятиях в Москве ее приходится. Видимо, вместо того, чтоб вариться в собственном соку, московская мэрия решила отменить форум и устроить экспозицию “Город для каждого” с подзаголовком “Выставка ключевых градостроительных и инфраструктурных проектов Москвы”.
Так что же у нас в Москве ключевое? Небоскребы. Очень много небоскребов. Пространство Манежа вдоль и поперек утыкано макетами проектов высотного строительства. Для некоторых макетов это явно не первое явление народу — проект одного из московских ТПУ, в котором транспортная функция едва различима за высотными корпусами и торговым центром, украшен логотипами Zara, Louis Vuitton и других брендов, безвременно покинувших Российскую Федерацию. Если судить об облике столицы по выставке в Манеже, получится Гонконг.
Чтобы у посетителей не возникло впечатления, что в Москве только и делают, что сносят старое и строят новое, есть один стенд с рассказом про редевелопмент. Там показывают ГЭС-2, Еврейский музей, будущий Музей транспорта и дом Наркомфина. Но очень специфически — никакой информации об архитекторах, которые делают эти проекты, там нет. О том, чем замечательны эти сооружения, почему их надо беречь, тоже ни слова.
Второе место после небоскребов занимают дороги. На стенде, который им посвящен, зачем-то установлен трактор и сообщается, что Москва занимает третье место по темпам прироста протяженности дорог. Как этот прирост влияет на качество жизни людей, под окнами у которых вырастают хорды и эстакады, на качество воздуха и безопасность не сообщается. Стратегия города в том, чтобы увеличить пропускную способность дорожной сети на 20%. Про спровоцированный спрос — чем больше строится дорог, тем больше на них становится автомбилей — мэрия, наверное забыла. Как и о том, что федеральный закон об “Организации дорожного движения” устанавливает приоритет безопасности над скоростью. Но, как показывает выставка, безопасность в число основных инфраструктурных проектов Москвы не попала. Довольно смело для города, где в прошлом году погибли 360 человек — одна смерть практически каждый день.
В целом рисуется такая картина: многочисленные высотные башни, а между ним по быстрорастущей сети дорог мчатся автомобили. Постойте, где-то мы это уже видели — да это же Лучезарный город Ле Корбюзье, который он хотел построить на месте Парижа, модернистская утопия и кошмар любого урбаниста. Кстати, не далее как в 2019 году на форуме эксперты из разных городов мира обсуждали, что делать с модернистскими “спальниками”, которые являются полной противоположностью современной концепции “пятнадцати минутного города”, в котором все под рукой.
Чтобы вы не думали, что в Москве вдруг забыли про детей и стариков, есть пара стендов с социальным уклоном. Актуальная тема городского здоровья выродилась в рассказ о павильонах “Здоровая Москва”. На стенде также сообщается, что московское здравоохранение — одно из лучших в мире. Точно также стенды про образование и спорт сообщают, что у нас одно из лучших в мире образований и одна из лучших в мире обеспеченность граждан спортивными объектами. Не хватает только самого вкусного в мире мороженого.
У меня не было особых ожиданий от выставки в “Манеже”, но даже при таком раскладе она страшно разочаровывает. “Город для всех” оказался городом ни для кого — не считая, конечно, строительного комплекса, которому совершенно без разницы на людей, зато важно уложить как можно больше километров асфальта и построить побольше квадратных метров жилья и офисов.