Весной 1932 года на автозаводе Нижнего Новгорода изготовили по американским чертежам легковой автомобиль ГАЗ-А, внешне напоминающий американца Ford Model A. Пятиместный автомобиль «фаэтон» с кузовом открытого типа, ГАЗ-А оказался не практичным и на них кустарно устанавливали кабину. В те годы СССР не имел разработанных легковых автомобилей, заводчане пытались приспособить ГАЗ-А для изготовления на его базе таких 4-дверных седанов.
В 1933 году Ford предоставил для СССР документы и чертежи для того, чтобы начать серийный выпуск Ford Model B 40A Fourdoors Sedan. Руководство автозавода ГАЗ и главного конструктора Липгарта А.А. сразу пришло к выводу, что Ford Model B 40 не рассчитан для российских дорог. К тому же, вся документация и размеры автомобиля на чертежах были указаны в дюймах.
Чтобы не терять время для перевода дюймовых американских размеров в метрические, решили купить чертежи в Германии. На перевод документации и автомобильных чертежей необходимо было время. В Германии в это время уже правил Гитлер, торгово-экономические отношения с СССР были хорошими. В 1935 году при посредничестве советского торгового представителя в Швеции чертежи Ford Rheinland были куплены и транзитом через Швецию отправлены в Советский Союз.
В конструкторской группе Литгарта в работе над ГАЗ М-1 принимали участие самые талантливые и амбициозные автомобильные инженеры — конструкторы тех лет. В частности, Кригер в последствии стал главным конструктором ЗИЛа, Сорочкин возглавлял ту же должность сначала на ПАЗе, затем на ЗАЗе, а Кириллов стал заместителем главного конструктора на АЗЛК.
Конструкция рамы на легковом автомобиле Ford Rheinland была слабой, его полностью изменили, установили продольные рессоры и гидравлические рычажные амортизаторы.
На будущем автомобиле ГАЗ М-1 решили установить 4-х цилиндровый место V-8, это упрощало производство силовой установки. Устанавливали на «Эмку» двигатели мощностью 50 л. с. объемом 3,3 литра. Разница в мощности двигателей получалось в 15 л. с., почти при одинаковом объёме. Двигатель от ГАЗ-А или от грузовика «полуторки» модернизировали, установили помпу, бензонасос, масляный насос, привод на опережение зажигания трамблера.
КПП на ГАЗ М-1 аналогичная как на Ford B, но с доработками карданной передачи. Мягкие продольные рессоры эффективно гасили толчки от задней подвески, благодаря этому автомобиль имел более плавный ход. На авто барабанные тормоза немного изменили, при нажатии на педаль усилие передавалось на тормозные механизмы посредством систем тяг и тросов.
Автомобиль ГАЗ М-1 был лучше в сравнении с предыдущей моделью, но и со своим прототипом Ford Rheinland, «Эмка» оказалась намного лучше приспособлена к советским дорожным условиям.
В соответствии с нашими сегодняшними представлениями ГАЗ-М-1 мог бы быть охарактеризован как пассажирский седан среднего класса.
Длина, мм — 4665
Ширина, мм — 1770
Колёсная база, мм — 2845
Рама — из двух продольных балок (лонжеронов) с х — образной поперечиной
Двигатель:
тип — карбюраторный
количество цилиндров, шт — 4
положение клапанов — нижнее
Привод — задний
Разгон до 80 км/ч, сек — 24
Максимальная скорость, км/ч — 105.
На базе ГАЗ М-1 создали полноприводный ГАЗ-11-73 с 6-и цилиндровым двигателем М-11. Короткий ролик про автомобиль ГАЗ М-1 можете посмотреть здесь.
Подписывайтесь на мой канал здесь , ставьте лайк и делитесь в соцсетях, Спасибо!
Группа в контакте "Авторемонт и техника"