Найти тему
Семафор

Железнодорожная катастрофа под Уфой.

3 июня 1989 года в Иглинском районе Башкирской АССР в 11 км от города Аши Челябинской области на перегоне Аша - Улу-Теляк произошла крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа. В результате трагедии погибли 575 человек, по другим данным 645, 181 из них - дети, ранены более 600. В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов № 211 Новосибирск - Адлер и № 212 Адлер - Новосибирск произошел взрыв облака легких углеводородов, образовавшегося в результате аварии на проходившем рядом трубопроводе "Сибирь - Урал - Поволжье".

Трагедия в 11 километрах от города Аша произошла из-за утечки газа из проходящего рядом трубопровода Сибирь - Урал - Поволжье. Примерно за три часа до катастрофы приборы показали падение давления в трубопроводе. Однако вместо того, чтобы искать утечку, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления давления. В результате через метровую трещину в трубе под давлением вытекло значительное количество пропана, бутана и других легко-воспламеняемых веществ, которые скопились в низине в виде "газового озера". Машинисты проходящих поездов предупреждали поездного диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность, но этому не придали значения.

-2

В момент прохождения встречных пассажирских поездов "Новосибирск - Адлер" и "Адлер - Новосибирск" 3 июня 1989 года в 23:15 по московскому времени произошел взрыв газового облака и вспыхнул гигантский пожар. Позже этот взрыв сравнят по мощности с ядерным взрывом в Хиросиме. Температура в эпицентре достигала 900 - 1000 градусов, ударная волна выбила стекла в домах Аши, а столб пламени был виден за 100 километров. Железнодорожные рельсы скрутило в немыслимые петли. Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, 7 полностью сгорели. Оставшиеся 26 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри. Что случилось с самими поездами - страшно рассказывать. Люди сгорали как спички, от многих просто ничего не осталось.

-3

В огне погибло 575 человек, 623 получили тяжелые ожоги и на всю жизнь остались инвалидами. В составе поезда, шедшего в Адлер, были два вагона с детьми, ехавшими в пионерский лагерь. Большинство из них сгорели. В ходе расследования следственная группа установила, что причиной аварии стало некачественное выполнение «врезки обвода» на трубопроводе из Нижневартовска в Уфу. Судебное разбирательство по делу аварии продолжалось шесть лет. К ответственности по делу было привлечено десять должностных лиц, в основном строителей. В 1992 году на месте трагедии был сооружен восьмиметровый мемориал. Ежегодно у памятника жертвам катастрофы проходят траурные митинги. А в 2009 году, в день 20-летия трагедии, памятник жертвам катастрофы появился в пассажирском вагонном депо станции Новосибирск-Главный.

-4