Мне неоднократно задают вопрос, где подвергается сомнению полезность знаний, получаемых в радиокружке, применительно к современным реалиям. Особенно сейчас, когда большинство родителей (опрашивал в школах) видят своих детей сидящими за компьютерами в офисах, госучреждениях или составляющих программы для роботов.
Но жизнь такова, когда никто не может знать о будущем (знакомый, который сидел в подвале многоэтажки в г. Мариуполь, во время боевых действий, рассказывал, что было пару десятков жителей и никто не разбирался даже в простых схемах. Как отремонтировать фонарик, как подключить фонарик на 4 вольта к автомобильному аккумулятору, как подключить к автоаккумулятору китайский приёмник на 6 вольт, как осветить подвал и сделать простейшие гальванические элементы из подручных материалов? Так и сидели у костра, а освещали помещение блюдцем с тряпкой и маслом).
Да и к виртуальному пониманию некоторых элементов, желательно приложить практические знания. Так можно программировать тот же контроллер, имея только поверхностное теоретическое понимание о том, что такое таймер, что такое реле времени, что такое счётчик. А можно начинать с азов - собрать из нескольких деталей таймер или реле времени на транзисторах, затем воспроизвести эти же приборы на цифровых микросхемах, а только затем работать с такими элементами в виртуале.
Для примера приведу программу OwenLogic. Программа для программирования программируемых реле фирмы ОВЕН. Здесь есть и симулятор процессов - то есть можно отследить как будет работать тот или иной элемент и схема в целом. Конечно лучше купить программируемое реле и всё отрабатывать на практике. Но цены на подобные приборы рассчитаны не на кошельки рядового человека, а на бюджет предприятия. Поэтому только симулятор.
Вот так выглядит программа для любителей робототехники. Для начинающих самое то. Но для тех, кто уже имеет основы знаний по электронике, эта программа легче в изучении. Ведь им уже понятны такие названия блоков (и их предназначение) , как таймер, триггер, счётчик, элементы И, НЕ, ИЛИ и другие. Всё это изучается в радиокружке на уроке, где знакомятся с микросхемами.
Итак, на экране три виртуальных прибора. Вверху - триггер, ниже - таймер с задержкой включения (реле времени), и внизу - счётчик с автосбросом.
Видите до чего дошла техника - прибор покупать не надо, а просто нарисуй на экране. Хотя ещё выпускаются и "физические" приборы. Вот так выглядит реле времени:
Щёлкаем на изображении таймера в окне программы и задаём параметры времени. Например, нам надо, чтобы что- то включилось только через 10 секунд после нажатия выключателя. Теперь включаем режим симулятора и щёлкаем на клемме 13. Клемма поменяет цвет на красный, на таймере пойдёт отчёт времени и через 10 секунд включится выходное реле - клемма Q2.
Теперь рассмотрим счётчик. Щёлкаем по изображению счётчика и задаём через сколько импульсов счётчик должен сработать и включить выходное реле. Выберем 3 импульса. Теперь включим режим симулятора и щёлкнем мышкой на клемме 14 три раза. Увидим, что после третьего раза включится выходное реле - клемма Q4.
Но подробнее такие программы будем изучать в разделе "автоматика и робототехника".
Здесь хотелось лишь предостеречь от бездумного увлечения только "робототехничекими конструкторами". На производстве потребуется не только способность сидеть за компьютером, а и практические навыки.
Скажу по секрету. За компьютером я сижу на работе всего лишь несколько часов в неделю. А остальное время - монтаж и демонтаж приборов, разработка новых схем, модернизация старых схем автоматики, мелкий ремонт приборов и исполнительных механизмов в автоматике (роботизированные линии - это не только программа). Да и обычно программу создал один раз, а затем она работает многие годы. А ломаются в основном всякие манипуляторы и другие тонкие механизмы и датчики, куда обычные электрики и слесари даже бояться смотреть. Это же РОБОТОТЕХНИКА!!!
Поэтому продолжаем более глубоко познавать неведомое в области электроники.
Напоследок даю скриншот с программы, которую я создал ещё 10 лет назад. На предприятии эта программа управляет ковшом. Через определённый промежуток времени (и если программа определила, что на конвейере есть уголь) ковш опускается, подгребает уголь с конвейера в воронку, поднимается и возвращается в исходное положение. При этом до работы ковша звучит сирена на протяжении 10 секунд.
Всего два раза пришлось внести дополнения в программу (дополнил схему сигнализацией - отслеживает поломки механизмов ковша, поломки в силовой электросхеме). И затем много лет мои услуги программиста не нужны. Ведь всё здесь работает, как и на других механизмах. А вот датчики, микропереключатели, переключатели, электроцепи - поломки были и не раз.
Страница дистанционного радиокружка В Контакте
Мой сайт "Техническая академия"