Есть один момент, который очень хорошо чувствуют поклонники Толкина, но который совершенно не понимают всякие там журналисты и кинокритики.
Кто следит за новостями по сериалу, тот знает, что журналисты, которые пытаются как-то быть объективными и не идти на поводу у толпы, защищают грядущий сериал, говоря, мол, при выходе фильма Питера Джексона тоже ругали, а потом начали боготворить. Сейчас сериал ругаете за то же самое - так в чём разница-то?
Фильмы Питера Джексона ещё как ругали. "Неизвестный режиссёр, который снимает трешовые ужастики", "Кристофер Ли, Дракула из второсортных фильмов", "страшные актёры, Хьюго Уивинг и Кейт Бланшетт играют прекрасных эльфов", ну и так далее. Это, если что, цитаты с форумов времён 2001 года.
И, ведь действительно, мы же просто привыкли. Что там греха таить, я сам помню, что после выхода фильма мне визуально не понравилась Галадриэль. Нет, я уже тогда понимал, что играет она хорошо, но вот чисто по внешнему виду я Галадриэль представлял совершенно иначе. Может, и правда, пройдёт какое-то время, и я привыкну и перестану видеть в Чарльзе Эдвардсе доброго пожилого хоббита, и разгляжу в нём Келебримбора? И вообще, все мы сейчас просто придираемся к мелочам?
Но на самом деле, в фильмах Джексона, а конкретно в "Хоббите" есть момент, который показывает, что разница всё-таки есть. Он не особо подчёркивается, и его вообще начинаешь замечать только когда изучаешь искусство кино и привыкаешь спрашивать: "А для чего нужна эта сцена? Почему она сделана именно так?"
Давайте посмотрим на эльфов во "Властелине Колец". А конкретно на момент, когда Фродо и Сэм видят, как лесные эльфы уходят в Серые Гавани, чтобы покинуть Средиземье.
Обратите внимание, что у эльфов здесь практически поголовно светлые волосы. Понятно почему - это помогает создать визуально светлый образ, который в этой сцене необходим. Но вот по текстам светлые волосы были только у Ваньяр и их потомков, которых в Средиземье-то раз-два и обчёлся, а у остальных эльфов, включая и лесных, преобладал тёмный цвет волос (естественно, с редкими исключениями вроде Трандуиля). Незадача.
Джексону за эту мелочь (за малое количество темноволосых эльфов среди массовки) немного прилетело от фанатов книги.
А теперь посмотрите на эльфов-Нолдор в "Хоббите". На кадре шесть эльфов Ривенделла, из них все шесть - темноволосые. Налицо хорошая работа над ошибками.
А чуть ранее имеет место тот самый момент, который я имел в виду в названии этого поста. Это диалог между Бильбо и Гэндальфом. Он состоит из трёх частей. В первой и третьей Гэндальф мотивирует Бильбо на приключения, рассказывая ему о внешнем мире, о подвигах его предка, и о том, что сам Бильбо сможет попасть в такую историю, о которой потом будут ходить легенды. Это лор и мотивация персонажа, тут всё понятно.
Но вот во второй части диалога Бильбо спрашивает - а правда ли вся эта история про гольф, на что Гэндальф отвечает: "Ну, хорошая история заслуживает приукрашивания" (в дубляже: "Хорошую историю не грех и приукрасить"). Обратите внимание, что эта конкретная фраза вступает в диссонанс со всем остальным - Гэндальф, положительный персонаж, практически признаётся в лжи и манипулировании, его посыл немного обесценивается, и без этой фразы диалог ничего не теряет. Для чего она тогда нужна?
А дело в том, что этой фразой режиссёр общается со зрителем, говоря ему, мол, прости, я не могу снять фильм точно так, как ты хочешь, я вынужден многое менять и приукрашивать, но я должен это сделать, потому что эта история заслуживает экранизации.
Несмотря на то, что "Хоббит" в целом не очень получился по ряду разных причин, именно такие мелочи говорят нам о том, что Джексон хотя бы старался, и те изменения, которые он сделал, сделаны не из-за того, что он пытается спорить с Толкином или, например, переплюнуть мультфильм Ральфа Бакши, или пихнуть зрителю плохое кино, а потому что он просто что-то недопонял, что-то пропустил, что-то был вынужден поменять ради законов кинематографа. И там, где было возможно, он принимал критику, и старался её исправить, не ругая при этом ни дотошных фанатов, ни дотошных актёров, ни всяких-разных толкиноведов.
А теперь давайте посмотрим на похожий момент с мелочами в сериале. А конкретно с принцессой гномов Дисой. Итак, в сериале появилась женщина-гном. Какая же реакция на критику со стороны фанатов? Что нам говорят создатели и всякие-разные киноэксперты?
Во-первых, если вам кажется неуместным цвет кожи - то вы расист, сексист и занимаетесь гейткипингом, а Диса (она/её) - это дивёрсити и репрезентация, ведь Толкин писал именно об этом.
Во-вторых, это первая женщина-гном на экране, честно-честно. Вы же "Хоббита" не видели, я надеюсь?
В-третьих, в смысле, по текстам у них есть бороды? Серьёзно?
Ладно, это вам показалось, а вот на фотографии для журнала мы дорисуем несколько волосков. Теперь довольны?
Ну и вообще, бороды есть, твёрдо и чётко. Диса - это просто исключение, она бреется. А в сериале вы увидите, что они есть. В смысле, мы вам только что показали трейлер, где видно, что это неправда?
Ой, какой вы токсичный и злой фэндом. Ну чего вы придираетесь, вам же в трейлерах сказали: старая эпоха ушла, наступает новая эра, вам говорили много лжи о Средиземье. Посмотрите наш сериал, чтобы узнать о нём правду.
Главная проблема сериала как раз кроется вот в этом, а не в каких-то конкретных придирках со стороны фанатов. Главная беда - это полное отсутствие уважения как к первоисточнику в виде книг Толкина, как к успешной экранизации Джексона, которая проложила дорогу на экраны всему жанру серьёзного фэнтези, так и к зрителям. Ну как я, как зритель, могу чувствовать к себе уважение, если мне просто врут открытым текстом?
Притом, что бороды гномов - это объективно мелочи. Продюсер мог бы спокойно сказать, что, мол, мы решили, что так будет лучше визуально - это всё-таки экранизация по мотивам, и никто бы его за это не съел. Ярые фанаты книг поворчали бы, но ничего страшного бы не случилось. Но лучше обманывать фанатов, надеясь, что они поверят, будто всё снято по книгам.
#властелин колец #кольца власти #хоббит