Фэнтезийная тетралогия французской писательницы, которую имеет смысл оценивать только в целом: по сути, это один большой роман со сквозным сюжетом:
1. "Обрученные холодом" (2013)
2. "Тайны Полюса" (2015)
3. "Память Вавилона" (2017)
4. "Граница миров" (2019)
Сама писательница признавалась, что, сочиняя, не думала о своей целевой аудитории. И это очень заметно: ее герои формально совершеннолетние, но зачастую думают и действуют как подростки. Особенно главная героиня, которую невозможно воспринимать как взрослую. Издатели позиционируют серию как young adult.
"Сквозь зеркала" рассказывает об альтернативном мире, где Земля раскололась на множество кусков-ковчегов. Главная героиня, Офелия, живет тихой размеренной жизнью, занимаясь любимым делом. Главное ее достоинство - умение лучше всех читать вещи. Внезапно ее вынуждают согласиться на дипломатический брак неизвестно с кем и покинуть родную уютную Аниму, чтобы улететь на холодный загадочный Полюс. Торн, тот самый жених с Полюса, как оказалось, тоже не в восторге от предстоящей женитьбы. Кто же стоит за этим?.. Торн и Офелия окажутся втянуты в клубок зловещих интриг, за которыми явно стоят сильные мира сего... и даже больше.
Цикл читается легко, не без интереса. Но на протяжении всех томов не оставляет впечатление сырости и вторичности, даже сборной солянки. И потуг автора сделать из всего этого нечто новое и уникальное. Однако вместо копипаста получается сплошной рерайт. Смешались в кучу кони, люди "Небесный замок Лапута", "Ходячий замок", "Анжелика", "Гордость и предубеждение", "Сумерки", Шерлок Холмс, Хогвартс, Брэдбери, Оруэлл, стимпанк, греко-римская мифология и еще куча популярных книг и фильмов. Книга неудержимо распадается на куски.
Про более-менее внятную физику мира можно забыть. Я сначала наивно пыталась себе представить, что будет с расколовшейся Землей, куда же денется магма, не испарится ли атмосфера и не взорвется ли все вообще к чертовой бабушке. Но потом подумала: автор не парится, и я не буду. Будем считать, не Земля, а некий условный фантастический мир. Ну очень фантастический.
Куда хуже обстоят дела с любовной линией. Главные герои выглядят максимально отталкивающе. Офелия близорукая, на редкость неуклюжая, вечно сопливая и трубно сморкающаяся, с тоненьким, едва слышным голоском. "Растрепанные темные волосы, падавшие на лицо, волочащийся по полу шарф, старомодное парчовое пальто, стоптанные ботинки и скверная осанка - все это сразу бросалось в глаза. Вдобавок она уже неделю не мыла голову и надевала первые попавшиеся платья, не заботясь о том, как при этом выглядит". Венчает все это дело "бледные щеки, невыразительный нос и слишком тонкие губы".
Торн - тоже еще тот красавчик: "Волосы, небрежно откинутые назад, плохо выбритый подбородок, чрезмерная худоба, плохо сшитый камзол и кинжал за отворотом делали его больше похожим на бродягу, чем на придворного". Вдобавок герой до безобразия высок, с кучей шрамов, законченный зануда, вечно недовольный, желчный, любящий только цифры, без чувства юмора, грубый, мизантроп и... список бесконечен.
Вот до самого финала я так и не поверила в любовь между этими экспонатами из Кунсткамеры. Боюсь, у меня недостаточно развитое воображение. Да, герои превозмогают, преодолевают, меняются... Но любовь? Не верю, максимум дружба!
Последний том вообще получился перемудреным, объяснение происходящего за гранью всякой физики-фантастики. Ох уж эти эраргентум и отголоски! Интересно, как сама писательница представляла себе все это? В любом случае, я столько не выпью.
Продолжение официально не планируется. Однако финал выглядит открытым, с затравкой по крайней мере еще на книгу. Может, автор все же кокетничает и однажды разродится парой-тройкой томов? Во всяком случае, лазейку она себе оставила.
Но не все так плохо: есть у Кристель Дабо и удачные находки. Например, свойство жителей Анимы, родного ковчега Офелии, превращать неодушевленные предметы в одушевленные. Немножко по-детски, но мило. Интересна замена и типичному домашнему питомцу (что должен быть у любого уважающего себя героя/героини), переплюнувшая по оригинальности даже знаменитую сову. Или такое волшебное свойство, как чтение:
"Офелия была превосходной чтицей, одной из лучших в своем поколении. Она могла прочесть историю любого предмета, век за веком: какие руки к нему прикасались, кто им пользовался, кто его любил, кто ломал, а кто чинил".
Не менее замечательно и умение реаниматора:
"Он обладал способностью чинить вещи одним прикосновением. Самые строптивые, разражительные предметы становились в его руках кроткими, как голуби".
Эх, реаниматора бы к моей любимой кожаной куртке...
Вызывают симпатию и многие второстепенные герои, тот же Арчибальд, Гаэль, Октавио, Амбруаз. Некоторые прописаны неплохо, хотя шаблонность все же преобладает. Особенно скучны Духи Ковчегов - вот прямо до скрежета зубовного...
Ой, ведь в этой части отзыва я собиралась хвалить! Ну не буду тогда упоминать о многочисленных роялях в кустах и бесславно слитых героях. Скажем так: графоманству лучше оставаться на просторах интернета, если в столе ну никак нельзя.
P.S.: В общем, так и осталась в недоумении: откуда у этого цикла такая бешеная популярность? Привлечь он может разве что совсем юных и неискушенных читательниц. Возможно, их цепляет за живое великое множество типичных подростковых проблем и страхов, через которые проходят якобы взрослые герои книги.