Ночей у самой высокой горы России у меня было много: турпоходы, восхождение на высоту 5642 м, забеги типа "Эльбрус Рэйс", горнолыжные покатушки...
Но так, чтобы Эльбрус смотрел на меня ночью, а я на него, а вокруг ни живой души, - таких дней - на пальцах одной руки. Недавний горный забег по полному кольцу вокруг Эльбруса в рамках соревнований "Elbrus World Race" подарил это весьма щекотливое чувство - и радости, и непонятности, и природного страха - коктейль из всевозможных эмоций простой человеческой души и горы, которая стоит миллионы лет до тебя и будет стоять миллионы лет после тебя.
Ночью в горах звезды с яблоко величиной и никакой тишины - горы оживают, где-то что-то потрескивает, что-то шевелится, гора издает ахающие и стонущие звуки, с закатом начинают трещать сверчки или какие-то громкие жуки, слышатся близкие и дальние быстрые камнепады.
Ночь наступает почти сразу, как будто зашторили окна - все, всем спать!
Рассвет полосой, как будто свет включили, но лампа еще разогревается, потом начинает светить ярче и гряда гор из единой черной массы распадается на темные ближние и на голубоватые далекие.
Меня расспрашивают, было ли трудно бежать "полное кольцо" вокруг Эльбруса, и что конкретно было сложным.
Сложной была ночь, особенно в тех местах, где не было людей. Я уже упоминал перевал Исламсу. На дистанции это был четвертый перевал, я дошел до него уставший очень, и мне он сразу не понравился. Представьте себе огромную кучу щебня - ступаешь, камень осыпается, нога тонет, а тебе надо подняться наверх и благополучно спуститься. И темнота, и никого...
Ситуация патовая - вперёд нет сил, а назад - вообще невозможно. И звуки, - жутковатые ночные звуки. Камешки посыпались - кто там: зверь, ящерицы, лошади, ночные птицы? К счастью, человек. Познакомились, ему 58 лет, Максим Кузнецов из Санкт-Петербурга. Он, кстати, потом ещё 13 человек обогнал (это я узнал уже после финиша). Как? Как он это сделал?
Мне стало стыдно: человек в годах прет, как танк, а я раскис. И это он меня подбадривал: "Давай вперед, без вариантов, деваться некуда!" Решил: "Да, отступать нельзя, надо двигаться по маршруту". Вдвоем выискивали разметку и старались придерживаться заданного организаторами направления - самодеятельность в горах, да еще ночью - дело бесперспективное. Нас инструктировали: отошел от тропы и попадешь в щель или скатишься в неизвестность вместе с осыпью. Исламсу отличался от всех участков дистанции... отсутствием тропы, только шевелящиеся под ногой мелкие камни.
Вдвоем мы справились с задачей, преодолели перевал, и дальше каждый побежал сам по себе.
Эльбрус бочком смотрел на меня, одной вершиной - ну что, человек, неужели еще есть силы?
Силы - это отдельный вопрос. За трейл я потерял порядка 12 тыс калорий. На дистанции нет чувства голода, но есть упадок сил. Пища, которую постоянно, как поленья в топку, кидаешь в себя, дает ресурс для движения. Перед Исламсу мне казалось, что я выдохся, что ничего не хочу и не могу. Какая-то апатия от дня бега, перешедшего в тьму. Вспомнил: на предыдущем пункте питания мне подарили нектарин. И этот фрукт - крошечный шарик, сладкий, кисловатый, влил в меня силы, достаточные для форсирования.
Продолжая тему о том, что было самое сложное на маршруте, отвечу - проблема с питанием. Кто-то берёт с собой питательные спортивные гели. Мне они не зашли - противно. Кто-то ест шоколад, он очень калорийный, но для меня тоже не вариант - начинало подташнивать, дискомфортно.
Оптимально - виноград (с собой много не возьмешь), банан (но при движении он тоже в кашу), ко всему бежать и есть, если это не в парке вразвалочку, а на длительном, вымотном трейле - неправильно. Организм в это время хочет решать только одну задачу: или есть, или пить, или бежать, или отдыхать.
Ел пастилу в батончиках - она и калорийная, и приятная.
В целом же, на мой взгляд, со спортивным питанием у нас плохи дела. Выбор по вкусу почти отсутствует, на пунктах питания всё стандартно и без разнообразия. Хорошо хоть были травяные чаи - прилив сил моментальный после стаканчика чая!
Потом выходишь на трейл, как будто хорошо поел и отоспался.
Серьезные спортивные нагрузки надо изучать, на самом деле. Спортсмен - добровольный полигон для представителей всех профессии, требующих выкладки сил и огромных затрат энергии.
Не спрашивайте, зачем я это делаю - марафоны, многоборье (полного Железного человека), полное кольцо... - это просто зов гор.
И наш с Эльбрусом ночной разговор, на двоих. Это личное. Непередаваемо!