Недавно представленный Т-72Б3 Белорусского предприятия на бумаге очень хорош и может дать «прикурить» некоторым западным коллегам. Тем временем, Россия использует Т-72Б3М образца 2016 года, которые не могут похвастать столь же хорошей лобовой бронёй. Однако, мало кто вспоминает про один из прототипов танка Т-72Б3 в 2013 году. Эту машину показали мельком, но какие возможности она представляет…
Т-72Б3М образца 2013 года
Все мы знаем Т-72Б3 образца 2013 года, но рассматриваемую сейчас машину можно условно назвать проектом Т-72Б3М. К тому же, он появился значительно раньше куда более массовой машины образца 2016 года.
Особенность Т-72Б3М 2013 года в наличии динамической защиты «Реликт» на лбу корпуса и по бортам. Что самое интересное, это не тонкие экраны и мешки, а традиционная корпусная ДЗ с зарядами 2С24. Так же, танк оснастили средствами ведения городского боя. ОБТ имеет бульдозерный отвал ТБС-86, традиционную для Т-72Б3 СУО «Сосна-У» мотор В-92 на 1 000 л.с. от Т-90А, дополнительную защиту пулемётной установки командира и что самое интересное – РЭБ «Лесочек», способный деактивировать дистанционно управляемые взрывные устройства.
Из недостатков модернизации – ДЗ «Контакт-5» на лбу башни, но вот борта прикрыты ДЗ «Реликт» на основе зарядов 2С24. Такой танк получил бы значительну лучшую защищённость в сравнении с ныне имеющимися ОБТ, а возможности в городском бою значительно расширились. Однако, идиллию Т-72Б3М образца 2013 года разрушает один важнейший факт…
Что не так с Т-72Б3М 2013 года?
Называть имеющуюся машину Т-72Б3 не совсем справедливо, ведь в её основе лежит не Т-72Б, а одна из куда более ранних машин – Т-72А. Это можно понять по характерной башне, у которой нет наплывов, характерных для Т-72Б от 1984 года выпуска и далее.
Что это меняет? На самом деле многое – как минимум танк уступает в стойкости лобовой проекции и «Реликт» давал бы результаты, не многим лучше «Контакт-5» на Т-72Б. Башня была бы значительно хуже. Единственный весомый плюс – отличная защита бортов боевой машины и РЭБ «Лесочек». Второй и так используют на Т-72Б3, но не на всех.
Проект наверняка сочли не нужным в связи с актуальностью модернизируемой боевой машины, а проект «Прорыв», более известный как Т-90М, уже подходил к концу разработки и начинал входить в спираль государственных испытаний.