Попалась мне публикация о выставлении на продажу венгерского автобуса 1991 года. Тон статьи, мол, надо же, какая сенсация. Стала мониторить - насколько вероятно нахождение "Икарусов" на дорогах страны в наши дни...
На поисковый запрос выпала целая лента объявлений. Большое отличие продажи автобуса, с которого начался мой интерес к теме, было в цене. Тот раритет предлагали купить за 15 000 000 рублей. Чем закончились торги, информацию не нашла.
В том случае цена обоснована из-за отсутствия пробега по СССР, на его счётчике значился километраж, соответствующий расстоянию от венгерского завода до города Кропоткин (это в Краснодарском крае).
Состояние новёхонькой машины подтверждало, что километры не "скрутили".
Не понятно, как в известные своим беспределом 90-е годы автобус не продали, не присвоили, а якобы про него забыли. Но за что купила, за то продаю, большего не известно.
Тот самый "Икарус":
В ленте объявлений цены куда как скромней, хотя есть автобусы и помоложе кропоткинского. Очевидно, эти трудяги оттрубили на советских и российских дорогах не мало. Вот кусочки наугад из сегодняшней череды объявлений, география обширная:
Попытка не пытка
Кстати, в 2020 году знаменитый бренд в Венгрии перекупил местный магнат и запустил производство новых "Икарусов".
В описании сказано, что только шасси Volvo B8RLE на заводе закупают готовым. Кузов при этом полностью оригинальный, низкопольный; сделан по классическим автобусным канонам — сварной каркас из труб прямоугольного сечения, цельнотянутые стальные боковины, стеклопластиковые «маски» спереди и сзади.
Длина автобуса - 12 000 мм, ширина - 2 550 мм, высота по верхней кромке блока кондиционера - 3 400 мм. На борт машина может взять до 80 пассажиров помимо водителя (сидячих мест – 42). Гарантия от сквозной коррозии составляет 15 лет.
Новая модель Ikarus 125 получила европейский сертификат, это означает, что производитель может продавать его в Евросоюзе. Однако это не означает, что его там будут покупать. Как в диалоге из кинофильма "Формула любви":
— У меня воз сена стоит десять рублей.
— Стоить-то оно стоит, да никто ж его не покупает.
Впрочем, у меня нет информации, что на новинку никто не позарился. Я просто не нашла сведений - куда же экспортируют эту модель и экспортируют ли. Но думаю, в случае успеха пресс-служба нового владельца не ограничилась бы скромным молчанием.
Напомню:
Оригинальная компания Ikarus существовала с 1895 до 2003 года. Она возникла из фирмы, выпускавшей телеги и кареты в самом начале 20 века, затем фирма стала ремонтировать грузовики, а далее - и изготавливать новые части для них и автобусные кузова.
А всемирно известный Ikarus после Второй мировой войны стал крупнейшим производителем автобусов для стран соцлагеря. На пике развития там выпускали до 12 000 автобусов в год.
Самые массовые и хорошо знакомые советским людям Икарусы — автобусы 200-й серии (на фото выше). Автор их дизайна и конструктор этой серии - Ласло Финта. Его не стало в 2018 году.