Найти тему

Плантагенеты. Эдуард I, сын Генриха III

В статье о Генрихе III было сказано, что король оставил баронам своего сына Эдуарда в качестве заложника. Но последнему удалось сбежать из плена, после чего он получил прозвище Длинноногий.

Эдуард I
Эдуард I

В битве при Льюисе он возглавил одно из войск своего отца, разбил лондонский контингент Симона де Монфора. Войска противника рассеялись, но Эдуард продолжил преследование, и вернувшись обратно на поле боя обнаружил, что королевские войска разгромлены. И был взят в плен людьми своего дядьки де Монфора. Там он оставался до марта 1265 года, и даже освободившись был под пристальным надзором. В конце мая Эдуард снова совершил побег и присоединился к графу Глостеру, который чуть ранее перешёл на сторону короля.

Для читателя считаю важным отметить то, что так называемый "плен" Эдуарда заключался в том, что он пировал со своим кузеном (сыном Симона де Монфора) Генрихом, который и был надзирателем, участвовал в охоте и конных прогулках. На одной из таких прогулок молодые люди поспорили, кто из них быстрее скачет на коне. После спора самого быстрого коня определили, и Эдуард вскочил на него и...его уже никому не удалось догнать.

Освободившись, Эдуард со своим войском легко завоевал Вустер и Глостер. Затем атаковал (но не убил) Генриха, с которым пировал и устраивал скачки, в замке Кенилворт.

Ну, а во время "Баронских войн" 4 августа 1265 года, в битве при Ившеме армия Симона де Монфора была разбита, а сам он пал на поле боя.

Но даже после его смерти Эдуард продолжал принимать участие в боевых столкновениях, пришёл к согласию с кузеном Генрихом де Монфором и его союзниками, штурмовал Пять портов (союз портовых городов в графствах Кент и Сассекс), что привело в итоге к примирительному "Кенилвортскому соглашению".

Позднее Эдуард присоединился к Восьмому крестовому походу, и по возвращении его домой, умер его отец Генрих III, и 19 августа 1274 года Эдуард Плантагенет был коронован. И празднества по этому поводу были самыми пышными, какие только помнил Лондон.

Эпоха Эдуарда ознаменовалась огромным внутренним развитием Англии.

Во-первых, для охраны собственности была заведена строгая земская полиция.

Законодательство и правосудие улучшились, возникли мировые суды.

Королевский суд приобрёл широкие прерогативы, и знать утратила остатки своей феодальной власти.

Чтобы не зависеть от баронов, Эдуард привлёк в Парламент городских представителей, которые стали противовесом аристократии.

В 1290 году он выгнал из страны всех евреев, забрав всё их имущество.

В 1295 году издал закон, согласно которому каждое графство получило право посылать в Парламент двух рыцарей, представлявших низшее дворянство, а каждый город - по два представителя. Этот закон позволил третьему сословию получить доступ к государственной жизни.

Что же касается внешней политики, Эдуард I покорил Уэльс и даровал своему сыну Эдуарду титул принца Уэльского. Этот титул, кстати, до сих пор даётся наследникам английского престола.

Историки отмечают, что "захват Эдуарда северной части Уэльса стал самой дорогостоящей военной операцией, когда-либо происходившей на Британских островах. Он породил вражду, которая ощущается до наших дней".

После Уэльса Эдуард разбил шотландцев, и всемерно и довольно успешно старался уничтожить их независимость. Он "более всех своих предшественников и преемников умножил выгоды отечества".

"Он имел на власть неоспоримое право: силы его противников были слабее; бароны измождены долговременными между собой распрями; народ питал ненависть к духовенству, желая разорить монастыри, духовные враждовали друг с другом, показывая единодушие только в ненависти к папе. Несогласные между собой сословия единодушно уважали храброго Эдуарда".