Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Пять пальцев смерти из Италии

Ах, эта Италия эпохи Ренессанса. Расцвет наук и искусств, статуи Микеланджело, полотна Рафаэля, пышность Медичи, интриги Борджиа, карнавалы Флоренции, отравления, инцест, кондотьеры, публично посылающие Папу Римского туда, где тот и так регулярно бывает в компании мальчиков-певчих… Хорошее было время.

Интерес к античности в то время проник во многие аспекты жизни, в том числе и в оружейную. Так и появился кинжал чинкуэда, внешне явно вдохновленный древнеримским пугио. Название переводится с итальянского как «пять пальцев» за совершенно нетипичную ширину клинка, на который спокойно укладывалась вся ладонь. У большинства образцов ширина клинка у перекрестья доходит до 8-10 см. Клинок достаточно круто суживался к острию и таким образом мог применяться не только для рубящих, но и для колющих ударов. В основном длина клинка составляла 30-40 см., хотя встречаются как очень короткие (20 см.), так и очень длинные (60 см.) варианты. Последние уже занимали промежуточную нишу между кинжалом и мечом.

Носили чинкуэду на поясе, обычно в ножнах с горизонтальным креплением. Такой способ ношения позволял скрывать оружие под плащом или популярной в Италии двусторонней накидкой — джорно. В случае необходимости оружие можно было неожиданно выхватить одним движением, сразу переходящим в удар. Если нанести такой удар не удавалось, то начиналась уже форменная резня. Средний вес чинкуэды достигал полутора кг и каком-то внятном фехтовании подобным оковалком речи не шло. Впрочем я вполне допускаю, что уже сам факт демонстрации «пяти пальцев» сильно охлаждал градус диалога. С учетом уровня медицины того времени рубленные, а особенно колющие раны , нанесенные таким тяжелым и широким клинком с предельной долей вероятности становились смертельными.

Помимо прочего, широкий клинок чинкуэды служил отличным полем для различного декора. Дорогие изделия для знати украшали гравировкой, позолотой, различными орнаментами, а то и целыми сценками из мифологии. Рукоять также декорировали накладками из перламутра, слоновой кости и серебряными вставками. А вот продольные выемки-долы на большинстве клинков это уже не декор, а суровая необходимость для облегчения такого широкого клинка с сохранением необходимой жесткости.

Чинкуэда была сугубо городским оружием, которое редко брали на поле битвы. Именно такими клинками, кстати, могли рубиться Ромео, Тибальд и Меркуцио из пьесы Вильяма нашего Шекспира, а точнее из новеллы Маттео Банделло, откуда британский «наше всё» и позаимствовал свой сюжет. Популярны чинкуэды были сравнительно недолго — с середины 15го до начала 16го века. После она достаточно быстро уступает классическим и более утилитарным мечам и кинжалам, а затем — шпаге.

Автор - Дима Шуман, читайте другие статьи автора по тегу #шуманкат