Найти тему
74,4K подписчиков

Культовые фильмы по книгам, которые далеко ушли от первоисточника

342 прочитали

Экранизации книг или компьютерных игр — сложная, подчас невыполнимая задача. Каждый из этих видов искусства обладает специфическими чертами, которые сложно перенести, сохранив дух оригинального произведения.
Вторая проблема — фанаты. У любого произведения, которое собираются экранизировать, существует сообщество фанатов, которые точно знают, как должна выглядеть идеальная экранизация. Им постоянно не нравится результат, поэтому вокруг кино возникает негативная аура.
Но существует ряд фильмов, которые очень далеко ушли от первоисточника, однако получились культовыми. Эта подборка о них.

«Форрест Гамп»

Экранизации книг или компьютерных игр — сложная, подчас невыполнимая задача.

Добрая сказка от Роберта Земекиса из года в год возглавляет списки лучших фильмов в истории. Это история о преодолении, детской наивности и постоянном желании развиваться. Но первоисточник совершенно о другом.
Форрест Гамп — это сатира с абсурдным содержанием. Главный герой книги абсолютно непривлекательный персонаж с синдромом саванта. Он курит, пьет, ругается матом, но гениален от природы.
По сюжету ему предстоит спасти Мао Цзэдуна и слетать в космос, а его мозг будут изучать учёные, он попадет в руки к каннибалам, а в конце станет бездомным.
Роберт Земекис удалил из книги всё лишнее, превратив ее в добрую сказку об упорстве и победе человека над обстоятельствами.

«Сияние»

Экранизации книг или компьютерных игр — сложная, подчас невыполнимая задача.-2

Кубрик — гениальный режиссер своей эпохи, который предпочитал не дословную экранизацию книг, а прежде всего реализацию своих творческих амбиций.
Так экранизация фильма "Сияние" превратилась в психологический хоррор, тогда как в книге особый акцент ставился на паранормальные события, которые происходили в отеле.
Смена жанра кардинальным образом изменила концепцию произведения. Если упрощать, то фильм Кубрика и книга Кинга — это два абсолютно разных произведения. Их объединяют только название и экспозиция.
Даже всех культовых сцен из фильма не было в книге. Они являются авторскими и принадлежат Стэнли Кубрику.

«Я – Легенда»

Экранизации книг или компьютерных игр — сложная, подчас невыполнимая задача.-3

Фильм настолько далеко ушел от первоисточника, что произведения стали полностью независимы друг от друга. Если Кубрик менял концепт, оставляя сюжетную канву и стилистику неизменной, то режиссер Фрэнсис Лоуренс полностью отказался от книжной основы, превратив гениальное произведение с двойным дном в заурядный голливудский боевик.
“Я – Легенда” – отличное кино. Отлично срежиссированный голливудский блокбастер, снятый по всем канонам: взрывной экшен, звездный каст и герой, совершивший самопожертвование в конце. Но в книге этого не было: концовка переворачивала произведение с ног на голову, превращая главного героя картины в злодея, который смог осознать и принять свою “злодейскую сущность”.
Подобный сюжет гениально реализовал Мартин Скорсезе, сняв шедевральный “Остров проклятых”. Фильм “Я – Легенда” пошел другим путем, но стал ли он от этого сильно хуже?

Бойцовский клуб

Экранизации книг или компьютерных игр — сложная, подчас невыполнимая задача.-4

В 2022 году в Китае показали фильм “Бойцовский клуб”. Фильм попал на стриминговый сервис. Казалось бы, абсолютно обычное событие, но посмотревшие картину с удивлением обнаружили, что там другая концовка.
В китайском сюжете взрыв небоскребов был предотвращен, а главный герой добровольно лег в психиатрическую клинику, откуда вышел живым и здоровым в 2012 году. Пользователи тут же начали возмущаться, обвиняя Китай в цензуре и насмехаясь над тем, как сильно было изуродовано наследие Чака Паланика.
Ирония в том, что в Китае показали каноническую концовку фильма. Такую, какой её задумал автор произведения. По сюжету книги никаких взрывов не было, а герой действительно оказался в психиатрической клинике. Неизвестно, использовали ли китайцы финал Паланика или придумали его самостоятельно, но история весьма забавная.

Заводной апельсин

Экранизации книг или компьютерных игр — сложная, подчас невыполнимая задача.-5

Энтони Берджесс написал “Заводной Апельсин”, считая, что вот-вот умрет. Ему никогда не нравился итоговый вариант. Он считал книгу пустой, неинтересной и очень банальной. Рукопись попала в издательство лишь потому, что Берджесс хотел оставить семье денег.
Но роман вдохновил миллионы, в том числе и Стэнли Кубрика. Он взялся за экранизацию, но существенно изменил концовку. Получившийся фильм получил море негативных отзывов, постоянно запрещался к показу, но обрел культовый статус, что сильно злило автора книги.
Энтони Берджесс терпеть не мог фильм и очень злился, что его произведение стало гимном насилия. Ему не нравилось, что его воспринимают лишь в качестве компаньона Кубрика, а его произведение неправильно трактуют. Тем не менее, популярность «Заводного апельсина» сейчас – это заслуга Стэнли Кубрика, который не побоялся снять жестокий, но правдивый фильм.