Найти в Дзене

Эльдар Рязанов и другие: "культовые" советские фильмы на фоне мирового кинематографа

Некоторые фильмы времен СССР лично я воспринимаю необъективно. Но это, видимо, свойство определенного поколения и определенного склада ума. Да и в целом, для определенной части россиян советские фильмы - это некая абсолютная ценность,  культурное достояние, аккумулировавшее какие-то сидеологические стереотипы, жизненные установки, типажи персонажей, крылатые выражения, причем все это невзирая на отношение данного человека к каким-то конкректным фильмам. И это "особое отношение к советским фильмам" каким-то образом встраивается в общую картину кинематографического мира.

При этом следует понимать, что подобная... идеализация советского кино свойственна далеко не всем.

У части людей идет отторжение всего советского - типа как насквозь пропитанного идеологией,  и тут часто "с водой выплескивают и ребенка".

А вот у молодого поколения иожет ни потребности смотреть,  ни пиетета перед советскими фильмами,  потому что они выросли уже в совершенно другой культуре. Даже если родители до определенного возраста активно снабжали их советскими детскими книжками и по возможности фильмами, но все равно с какого-то момента они "отправляются в свободное плавание", и в их среде такое "старье" смотрят уже только специалисты, историки культуры и т.д..

Фильмы Эльдара Рязанова и других  я рассматриваю как некие строительные кирпичики той ментальности, которая в меня была в свое время заложена.

Вот что я пишу в своей автобиографической повести "Я становлюсь женщиной":

Советские фильмы в свое время сделали меня именно такой, какая я есть, заложив в меня некий код - сейчас мы назвали бы это "зомбированием"... Пересматривая нынче какой-нибудь третьесортный фильм, я порой с удивлением обнаруживаю там фразы, в детстве надолго врезавшиеся мне в память.При всей безыскусности этих фильмов каждое слово мне кажется на своем месте, а каждая пауза тщательно выверена. Я жадно впивалась взглядом во всех этих Гафтов, Тереховых и Мирошниченко, в изящной одежде изображающих рефлексирующих советских интеллигентов. Мне хотелось впитывать их повадки и разговоры - это было окошком в манящую взрослую жизнь.Я до сих пор все еще надеюсь, что герои фильма "Дневной поезд" соединятся, что на последних кадрах она все-таки обернется к нему с перрона под эту трогательную музыку.

Если же мы бросим взгляд на карту развития мирового кинематографа с жанровым и авторским кино, то, конечно, можно попытаться поискать там какой-то аналог среди импортных кломедий и т.д., но сделать это будет довольно сложно в силу специфики ментальности советского человека с его коллективизизмом и превалированием интересов общества над интересами индивидуума,  деклаоируемыми высокими моральными ценностями с сопутствующим неким ханжеством и т.д.

Кадр из фильма "Дневной поезд" (1976)
Кадр из фильма "Дневной поезд" (1976)

#культура #кинематографссср #советскоекино

Выход из виртуальной реальности

Мой второй блог на Дзене - Невыносимое томление