За время моей коучинговой практики я вижу, что всех клиентов можно условно разделить на 3 группы:
1. Клиенты, которые приходят к коучу, когда им нужно «об кого-то подумать».
Чаще всего это первые лица средних и крупных компаний, от решений которых многое зависит. Им важна нейтральность, компетентность и конфиденциальность.
Для чего им это:
- увеличить осознанность в каком-то важном для них вопросе, услышать себя, свою интуицию;
- получить обратную связь от коуча;
- сделать выбор, взвесив «за» и «против»;
- подготовиться к важным переговорам;
- максимально включить критическое мышление. Наш мозг, чтобы сэкономить энергию и сохранить статус-кво, выставляет множество когнитивных ловушек. Некоторые из них самостоятельно обойти практически нереально.
- подсветить «слепые зоны». Коуч, используя свои компетенции, будто фонариком подсвечивает то, что не видно клиенту.
Результат работы:
всего одна сессия способна помочь принять более взвешенное решение, понять себя и свои дальнейшие шаги.
Как строится работа:
Это постоянные клиенты с разовыми запросами. Они приходят не по расписанию, а когда им нужно. Получают, что хотят и уходят до следующего раза.
2. Клиенты с запросом на план достижения цели.
Это тот классический вариант сотрудничества, которому учат в школах коучинга.
Для чего им это:
- создать среду для глубокой и сфокусированной работы над целью;
- сформировать четкое понимание цели, найти мотивацию и ресурсы для ее достижения;
- проработать препятствия и ограничивающие убеждения;
- составить подробный план достижения цели;
- получить поддержку и обратную связь.
Результат работы:
- есть понимание куда, зачем и как двигаться;
- найдены ресурсы, проработаны ограничения;
- цель достигается быстрее и с оптимальными затратами.
Как строится работа:
На первой встрече проясняется цель клиента и критерии ее достижения. Проработка запроса, как правило, требует 5-6 встреч, которые проводятся раз в 1-2 недели.
3. Клиенты (компании), которых коуч сопровождает в процессе изменений.
Для чего им это:
большинство отличных планов так и остаётся на бумаге. Потому что привычка, рутина, шаблонное мышление и поведение оказываются сильнее;
- регулярная сверка «план-факт»;
- коррекция планов при необходимости;
- проработка препятствий, возникающих в процессе достижения цели;
- личностный рост в профессионально организованной среде.
Результат работы:
Работа с коучем и регулярная «сверка часов» позволит не сбиться с намеченного пути.
Как строится работа:
Клиент прорабатывает свой запрос в формате, описанном в пункте 2️, а потом встречи проводятся с периодичностью раз в месяц до достижения клиентом цели.
По моему наблюдению, для серьезных изменений самый эффективный формат - последний. В процессе такой работы происходит не только достижение цели, но и глубокая трансформация в мышлении и поведении человека, его личностный и профессиональный рост.
Как видите, форматы сотрудничества могут быть разные и всегда можно подобрать тот, который подойдет именно вам.