Будущая первая леди Советского Союза родилась в крестьянской семье в 1900 году – в не самое лучшее время для российского крестьянства. Чтобы как-то сводить концы с концами, родители с утра до ночи батрачили в поле у помещика, а домашнее хозяйство всем весом ложилось на детские плечи. Нина Кухарчук не боялась тяжелой работы. Исправно выполняя дела по дому, она еще успевала прилежно учиться.
После третьего класса образование для крестьянских девочек заканчивалось. Но школьный учитель взмолился перед родителями Нины: делайте, что хотите, но она должна продолжать обучение. По его мнению, девочка обладала редкими для крестьянских детей способностями.
Родители послушали совет и отвезли дочь к дяде в город, где она поступила в неполную гимназию (обучение с 4 по 6 класс). Когда Нина училась в 5 классе, началась Первая мировая война. Отца забрали на фронт. По случайному стечению обстоятельств, уезжая подальше от австро-венгерской армии, семья воссоединилась на одной из пересадок. Отец пристроил Нину кухаркой. Её способности быстро заметил командир части. Под его покровительством её взяли в Мариинское женское училище, куда крестьянских детей не принимали.
После окончательного утверждения советской власти, Нина примкнула к большевикам. Природная смекалка и стремление к учёбе привели её в Московский коммунистический университет, из которого она вышла партийным преподавателем.
В 1922 году на лекциях политической грамоты, которые она преподавала, судьба свела Нину Кухарчук с рабфаковцем-слушателем курса Никитой Хрущевым. На тот момент он был вдовцом с двумя детьми. Они начали сожительствовать и прожили вместе 47 лет. В официальный брак вступили только в 1965 году, чтобы оформить документы на жильё. Тогда Хрущева уже сняли. В биографии упоминается, что Нина переживала больше мужа. Именно она в свое время уговорила Никиту продолжить учёбу. Возможно, благодаря этому, Никита Хрущев стал тем, кем стал.
Из воспоминаний сына Сергея:
- Как всегда, жизнью дома руководила мама. Она успевала везде, следила, чтобы все были накормлены, чтобы отец надел чистую белую рубашку.
В окружении Никиты Сергеевича все знали, что жена и умнее, и образованнее, и проницательнее, чем он.
- Если нужно было повлиять на Хрущева – убеди Кухарчук.
Из воспоминаний зятя Хрущева Алексея Аджубея:
- Родственная душевность в семье Кухарчук-Хрущевы проявлялась мало…Пожалуй, не было её и между детьми. Повзрослев, все они разбежались в разные стороны. Нина Петровна звала супруга «Никита Сергеевич» или «отец», а провинившийся мог получить пощёчину.
Нехватку семейного тепла вспоминала и дочь Рада:
- Мать считала заботу о семье своим партийным долгом и ввела в семье партийные порядки: дисциплина, экономия, ответственность. Но злой она не была.
Когда Нина Петровна впервые посетила США, ей было почти 60 лет. Дэвид Рокфеллер, поговорив с ней, отметил её неординарный ум и эрудицию.
- У господина Хрущева потрясающая жена. Не знал, что женщины могут так разбираться в экономике.
В 1961 году фотография встречи советского и американского лидеров вызвало на Западе саркастические возгласы и подняло волну насмешек над первой леди СССР, которые тянутся до сих пор.
На снимке как будто два антипода: красивая 32-летняя Жаклин Кеннеди – признанная «икона стиля»; и Нина Хрущева – располневшая деревенская женщина за шестьдесят в каком-то «цветастом халате».
Луч правды и справедливости на историю проливают мемуары Жаклин Кеннеди. Она не просто с уважением, а с глубоким почтением рассказывает о Нине Петровне.
- Это оказалось загадкой из загадок. Горжусь тем, что её удалось разгадать. Не бывает у провинциалок такой ясности, победительной, чуть ироничной улыбки. Такой плавной походки и прямой спины. Такой твердой уверенности в себе, которая видна буквально в каждом жесте.
Жаклин Кеннеди иронично отмечает, как глупо выглядили другие дамы на фоне Нины Петровны.
- Они даже на ферме красовались в вечерних платьях и жемчужных ожерельях, а супруга генсека была в элегантном, прекрасно сшитом пальто. И на вечернем приёме была одета куда уместнее и элегантнее, но при этом богаче предыдущей первой леди США Мейми Эйзенхауэр.
К слову, «цветастый халат» на самом деле был платьем из натурального шёлка. Его, как и другие наряды, Нине Петровне сшила одна из лучших московских модисток Нина Гупало.
Во время прогулки Жаклин отметила, что Хрущева прекрасно понимала по-английски и улыбалась раньше, чем услышит перевод. Не удивительно, она знала пять языков, в том числе английский.
После того, как Никита Сергеевич ушел из жизни, от неё отвернулась почти вся высшая партийная номенклатура с их женами. Нина Петровна все время проводила на даче и жила спокойной, размеренной жизнью. Тогда она позволила себе противоречивую фразу:
- Не видела настоящей жизни.
Что подразумевала жена генсека неизвестно. Смысл сказанного она унесла с собой. 9 августа 1984 года её не стало.