Найти в Дзене
►TRAINS UNIVERSE◄

Тепловозы. Зачем они нужны в век электричества?

Оглавление

Замечали ли Вы больших монстров, которые коптят небо и передвигаются по стальным магистралям нашей страны? Тепловозы очень громкие, медленные, громоздкие, а их суммарный КПД не превышает даже 25%. Но почему эти “динозавры” еще не вымерли и повсеместно эксплуатируются? За что тепловозы так полюбились железнодорожникам на маневровых работах? Да и зачем они нужны в век электричества? Расскажем в подробностях про тепловозы, ответим на эти, и многие другие вопросы в данной статье.

Магистральный тепловоз 2ТЭ10М-2948 следует с грузовым поездом по перегону Сызрань-Город — Кашпир. Автор фото: Айдаров Д
Магистральный тепловоз 2ТЭ10М-2948 следует с грузовым поездом по перегону Сызрань-Город — Кашпир. Автор фото: Айдаров Д

Устройство тепловоза. Чем он так похож на электровоз?

Для того, чтобы получше разбираться в теме, нужно обсудить основные и важные моменты об устройстве тепловоза. Забегая вперед, стоит отметить, что основной принцип работы таких локомотивов не зависит от серии. А теперь, самое время заглянуть под “капот” тепловоза и разобраться, как там все устроено.

Вид на магистральный тепловоз сбоку. Источник: pskovrail.ru
Вид на магистральный тепловоз сбоку. Источник: pskovrail.ru

И так, что мы имеем? Колесные пары, топливные баки, кузов и нет токоприемников. Собственно, они тепловозу и не нужны, это его основное преимущество. Тепловоз - это автономный локомотив, нуждающийся только в топливе и проложенных железнодорожных путях, по которым он будет тянуть составы.

Простой обыватель может сделать суждение, что устройство такого локомотива равносильно устройству легковой машины. Но вовсе нет, тепловоз это сложный механизм. Если подняться на его борт, залезть в тепловозную секцию, то невооруженным глазом будет видно насколько сложен агрегат, одно машинное отделение чего стоит. Именно в этом отделении находится сердце тепловоза - дизель-генераторная установка.

Машинное отделение тепловоза. Источник: http://pokazuha.ru/
Машинное отделение тепловоза. Источник: http://pokazuha.ru/

На легковом автомобиле задачей двигателя является преобразование тепловой энергии в механическую работу. Он создает крутящий момент и через трансмиссию передает вращение на колеса, для того, чтобы автомобиль начал движение. В классическом тепловозе мощность передается на колёса посредством электрической передачи. Но причем тут электричество, если контактной сети нет? Все просто, тепловоз сам для себя, прямо в пути следования, вырабатывает электричество. Дизель напрямую не приводит в движение колесные пары, его задача преобразовывать внутреннюю химическую энергию топлива в механическую энергию вращения коленчатого вала. Механическая энергия вращения коленчатого вала дизеля сообщается электрическому тяговому генератору, который преобразует ее в электрическую, такая своеобразная электростанция на колесах. Электрическая энергия от генератора поступает в тяговые электрические двигатели (ТЭД), которые кинематически связаны с движущими колесными парами и приводят их во вращение (этот последний этап очень похож на приведение в движение колесных пар электровоза).

Пример электрической передачи. 1,2,3,5,6,7 - тяговые электродвигатели; 4 - дизель-генераторная установка. Источник: 3dfab.ru
Пример электрической передачи. 1,2,3,5,6,7 - тяговые электродвигатели; 4 - дизель-генераторная установка. Источник: 3dfab.ru

Мощность от дизеля может передаваться следующими способами: механическим, гидравлическим, гидромеханическим, электрогидравлическим, электромеханическим и газовым (воздушным), но самый распространенный, он же классический вариант - это электрическая передача мощности.

Тепловозы по роду службы. Чем они отличаются?

Тепловоз - это сложный механизм, чтобы использовать его потенциал полностью разрабатываются различные конструкции тепловозов. Сейчас на железных дорогах тепловозы (да и в целом весь тяговый подвижной состав) принято делить на маневровые и магистральные. Магистральные тепловозы, в свою очередь, можно разделить на пассажирские, грузовые и грузопассажирские.

Маневровые тепловозы - этим машинам суждено выполнять маневры по станциям, формировать составы, переставлять вагоны с одного пути на другой, а также заниматься вывозной работой, подавая вагоны на подъездные пути.

Магистральные тепловозы - данные машины можно чаще всего заметить на работе с уже сформированными составами, они перегоняют их между станциями, т.е. работают на “дальняк”.

Магистральный тепловоз 2ТЭ116У-0187. Автор фотографии: Pavel_BA
Магистральный тепловоз 2ТЭ116У-0187. Автор фотографии: Pavel_BA

Все эти разделения придуманы не просто так, каждый локомотив имеет свои особенности в технической части. Например, магистральные грузовые локомотивы имеют две и более секций, что позволяет увеличить мощность локомотива. У грузовых тепловозов также увеличенный сцепной вес. Диаметр колеса 1050 мм - это облегчает взятие с места тяжелого грузового поезда.

Маневровые тепловозы имеют свои отличия, в их конструкцию заложен быстрый набор скорости, возможность работы в режиме частых смен направления движения (имеют одну кабину), но при всём при этом, по мощности они проигрывают грузовым и пассажирским тепловозам.

Пример маневрового тепловоза. Автор: Сергей Кривоносов
Пример маневрового тепловоза. Автор: Сергей Кривоносов

Пассажирские тоже своеобразны, они отличаются тем, что имеют такие технические обусловленности конструкции, как более плавный набор хода, имеют возможность подключения электроотопления пассажирского состава и электропневматические тормоза (ЭПТ).

Стоит отметить, что ещё существуют универсальные тепловозы. Их в основном применяют для нужд хозяйственной работы.

Где рождаются “монстры”?

Это может показаться очень странно, но далеко не все ведущие страны мира производят локомотивы, в частности тепловозы. Зато в тех странах, которые производят собственный подвижной состав, почти невозможно встретить на железнодорожных путях иномарки. Наша страна производит подвижной состав сама для себя и немного на импорт.

В России создано уникальное предприятие, в которое входят почти все заводы занимающиеся строительством и разработкой железнодорожного подвижного состава - АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ). Но не на всех заводах собирают тепловозы, сейчас тепловозостроение в России в основном базируется на:

  • Коломенском тепловозостроительном заводе;
  • Людиновском тепловозостроительном заводе;
  • Муромтепловозе;
  • Брянском машиностроительном заводе.
Цех Луганского тепловозостроительного завода. Источник:Dmitry Zima
Цех Луганского тепловозостроительного завода. Источник:Dmitry Zima

Конечно, по сети наших дорог разъезжают ещё и чехословацкие, и украинские тепловозы, но в большинстве случаев это наследие советского прошлого. Исключением могут быть украинские тепловозы собранные на Луганском заводе, продукция этого завода поставлялась до 2014 года в Россию.

Почему тепловозы ещё не списали?

Тепловоз ещё долгое время будет разъезжать по стальным магистралям, ему не нужно обустраивать дорогую инфраструктуру - электрифицировать железнодорожные линии. Это очень актуально на малодеятельных линиях, на подъездных путях. Никто специально не будет электрифицировать ради двух, трех поездов в сутки многокилометровые участки или пути которыми пользуются раз в месяц, а таких участков, на сегодняшний день, очень много.

Маневровый тепловоз на малодеятельном участке. Источник: trainspo.com
Маневровый тепловоз на малодеятельном участке. Источник: trainspo.com

Так и получается, что тепловоз хоть и не транспорт будущего, но способен пробраться туда, куда не попадет электровоз. Ещё тепловоз очень близкий друг электрической тяги, ведь если будут перебои с подачей жизненно необходимой электрической энергией, то к электровозу придет на помощь тепловозный парк. Иногда железнодорожникам удается сделать так, что пассажиры и не заметят отключения электричества, всё благодаря тепловозам.

▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼

А как Вы считаете, возможно ли появление альтернативы тепловозу? Какие локомотивы больше Вам по душе: электровозы или тепловозы, почему? А может вы знаете ещё какие-то интересные факты об этих машинах? Делитесь своим мнением в комментариях под этой статьей, нам будет интересно узнать ваши мысли.

Если Вам понравилась статья, будем благодарны, если Вы поставите лайк и поделитесь публикацией в социальных сетях. Подписка на наш канал позволит Вам быть всегда в теме и не пропустить новые, интересные и полезные публикации.