Найти тему
1AK.RU

Как зарядить GEL-аккумулятор?

Пока мотор не заработал, аккумулятор является единственным источником энергии. Его характеристики определяют, насколько успешно мотор заведется в мороз, в каком состоянии будет бортовая сеть транспорта. Самым доступным и простым решением является свинцово-кислотная модель. Однако по техническим характеристикам ее опережают более современные версии — AGM и GEL. Последняя является рекордсменом по сроку службы. Главное — знать устройство гелевого аккумулятора, а также нюансы подзарядки. Разбираемся, в чем его особенности.

Небольшая историческая справка

Первый серьезный прорыв в истории аккумуляторов произошел в 1859 году, когда Гастон Планте выяснил, что для накопления энергии лучше всего подходят свинцовые пластины в серной кислоте. Но активно развитие технологии пошло с появлением автомобилестроения в начале XX века. Интересно то,  что первые корпуса АКБ делались из дерева.

Первая и Вторая мировые войны дали толчок для совершенствования источников питания. Потребовались изделия, которые не боялись бы морозов, вибрации, а также обеспечивали высокие пусковые токи. А когда войны были закончены, путь развития повернулся в сторону облегчения конструкции, увеличения мощности. Тут и стали появляться новые технологии, одной из которых стала гелевая. Однако распространение ее в области автомобилестроения и мототехники получили только в 2000 годах.

Как устроен гелевый аккумулятор?

Принцип действия практически не отличается от свинцово-кислотных прародителей. Однако есть серьезное отличие по форме. Электролит загущен до гелеобразного состояния. Для этого в него добавляется силикон на основе двуокиси кремния. В результате электролит хорошо удерживается между пластинами в любом положении, не вытекает даже через трещины, а сама конструкция отлично переносит удары, тряску, не выделяет газов.

Изнутри конструкция аналогична другим изделиям:

  • гель-электролит из серной кислоты;
  • решетки из свинца;
  • корпус из прочного пластика;
  • сепаратор;
  • полюсный вывод;
  • намазные типы электродов со знаком “+” и “–” соответственно.

Изделие относится к категории необслуживаемых. Часто устанавливается на автомобили, мототехнику, используется в качестве источника резервного питания.

В чем сильные и слабые стороны?

Чтобы решить, имеет ли смысл приобретать гелевые модели, разберемся подробнее в сильных и слабых сторонах оборудования.

Плюсы:

  1. Не нужно обслуживать. Количество воды в составе минимальное,  оно практически не изменяется во время эксплуатации. Поэтому доливать дистиллированную воду не требуется. Достаточно регулярно заряжать источник питания.
  2. Прочная конструкция. Сепаратор, пластины выполняются из качественных материалов, поэтому риски осыпания минимальные. Сульфатация практически отсутствует. Батарею можно разрядить в ноль, а она все равно будет принимать заряд. Именно поэтому ее часто применяют как источник резервного питания.
  3. Проработают долго. Выдерживают порядка 500–1000 циклов заряда-разряда. Это около 10 лет применения. Некоторые производители обещают все 12 лет.
  4. Никаких испарений при работе. Батарея герметична. Производители говорят, что изделия работают по принципу повторного усвоения.
  5. Быстро заряжаются. Разработчики используют чистый свинец, чтобы ускорить процессы зарядки. Он имеет меньшее сопротивление, поэтому гелевые модели быстрее остальных заряжаются до 100%.
  6. Можно наклонять, переворачивать. Электролит в гелеобразном состоянии не вытекает из корпуса, даже если на нем есть трещины, выбоины. Это особенно ценно для мотоциклистов. АКБ можно использовать даже под наклоном. Однако лучше все-таки этого не делать.
  7. Высокие пусковые токи. Повышенная концентрация электролита позволяет завести мотор при низком уровне заряда довольно легко.
  8. Долго теряет заряд. Уровень саморазряда достигает всего 15–20% за год при простое. Это крайне маленький показатель.

Минусы:

  1. Стоят дорого. Можно приобрести 3–4 свинцово-кислотных АКБ за цену одной гелевой.
  2. Гель не любит неточности при зарядке. Материал особенно чувствителен к перезарядке. Поэтому важно правильно подобрать ЗУ. Например, напряжение в 16 В быстро убьет изделие.
  3. Не любит сильный мороз. Влаги мало, она быстро замораживается. Поэтому изделие не выдерживает даже температур в –30 градусов по Цельсию. И это серьезный фактор против покупки изделия.
  4. Желательна стабильная бортовая система. Батарея не терпит скачков напряжения.

Как должна проводиться зарядка?

Мы разобрались в устройстве гелевой АКБ и ее возможностях. Теперь остается понять, как сохранить ценные качества батареи, организуя правильный процесс зарядки.

Действуем следующим образом:

  • снимаем батарею с машины, мотоцикла, соблюдая ТБ;
  • переносим в защищенное, безопасное место;
  • подготавливаем ЗУ (обязательно настраиваемое), подключаем к сети;
  • задаем параметры: сила тока составляет 1/10 от реальной емкости, напряжение растет от 11–12 до 13–14 вольт;
  • дожидаемся полного заряда.

Сложностей нет. Главное — следовать рекомендациям производителя. При таком подходе что-то испортить будет невозможно.

У каждой технологии есть свои особенности. Устройство гелевых аккумуляторов 12 В дает много преимуществ, среди которых повышенные показатели пусковых токов, сниженные риски сульфатации, а также безопасность в применении. Но в то же время мотоаккумулятор не переносит морозы, дорого стоит и требует правильной зарядки.

Купить новую аккумуляторную батарею, Вы можете в торговой сети 1AK, а также в
Интернет-магазине 1AK.ru. Адреса фирменных магазинов 1AK в Санкт-Петербурге и Великом Новгороде Вы можете найти тут.

#1akru #аккумулятор #санкт петербург #великий новгород #питер #моторное масло #гелевый акб #электролит #россия