Пока мотор не заработал, аккумулятор является единственным источником энергии. Его характеристики определяют, насколько успешно мотор заведется в мороз, в каком состоянии будет бортовая сеть транспорта. Самым доступным и простым решением является свинцово-кислотная модель. Однако по техническим характеристикам ее опережают более современные версии — AGM и GEL. Последняя является рекордсменом по сроку службы. Главное — знать устройство гелевого аккумулятора, а также нюансы подзарядки. Разбираемся, в чем его особенности.
Небольшая историческая справка
Первый серьезный прорыв в истории аккумуляторов произошел в 1859 году, когда Гастон Планте выяснил, что для накопления энергии лучше всего подходят свинцовые пластины в серной кислоте. Но активно развитие технологии пошло с появлением автомобилестроения в начале XX века. Интересно то, что первые корпуса АКБ делались из дерева.
Первая и Вторая мировые войны дали толчок для совершенствования источников питания. Потребовались изделия, которые не боялись бы морозов, вибрации, а также обеспечивали высокие пусковые токи. А когда войны были закончены, путь развития повернулся в сторону облегчения конструкции, увеличения мощности. Тут и стали появляться новые технологии, одной из которых стала гелевая. Однако распространение ее в области автомобилестроения и мототехники получили только в 2000 годах.
Как устроен гелевый аккумулятор?
Принцип действия практически не отличается от свинцово-кислотных прародителей. Однако есть серьезное отличие по форме. Электролит загущен до гелеобразного состояния. Для этого в него добавляется силикон на основе двуокиси кремния. В результате электролит хорошо удерживается между пластинами в любом положении, не вытекает даже через трещины, а сама конструкция отлично переносит удары, тряску, не выделяет газов.
Изнутри конструкция аналогична другим изделиям:
- гель-электролит из серной кислоты;
- решетки из свинца;
- корпус из прочного пластика;
- сепаратор;
- полюсный вывод;
- намазные типы электродов со знаком “+” и “–” соответственно.
Изделие относится к категории необслуживаемых. Часто устанавливается на автомобили, мототехнику, используется в качестве источника резервного питания.
В чем сильные и слабые стороны?
Чтобы решить, имеет ли смысл приобретать гелевые модели, разберемся подробнее в сильных и слабых сторонах оборудования.
Плюсы:
- Не нужно обслуживать. Количество воды в составе минимальное, оно практически не изменяется во время эксплуатации. Поэтому доливать дистиллированную воду не требуется. Достаточно регулярно заряжать источник питания.
- Прочная конструкция. Сепаратор, пластины выполняются из качественных материалов, поэтому риски осыпания минимальные. Сульфатация практически отсутствует. Батарею можно разрядить в ноль, а она все равно будет принимать заряд. Именно поэтому ее часто применяют как источник резервного питания.
- Проработают долго. Выдерживают порядка 500–1000 циклов заряда-разряда. Это около 10 лет применения. Некоторые производители обещают все 12 лет.
- Никаких испарений при работе. Батарея герметична. Производители говорят, что изделия работают по принципу повторного усвоения.
- Быстро заряжаются. Разработчики используют чистый свинец, чтобы ускорить процессы зарядки. Он имеет меньшее сопротивление, поэтому гелевые модели быстрее остальных заряжаются до 100%.
- Можно наклонять, переворачивать. Электролит в гелеобразном состоянии не вытекает из корпуса, даже если на нем есть трещины, выбоины. Это особенно ценно для мотоциклистов. АКБ можно использовать даже под наклоном. Однако лучше все-таки этого не делать.
- Высокие пусковые токи. Повышенная концентрация электролита позволяет завести мотор при низком уровне заряда довольно легко.
- Долго теряет заряд. Уровень саморазряда достигает всего 15–20% за год при простое. Это крайне маленький показатель.
Минусы:
- Стоят дорого. Можно приобрести 3–4 свинцово-кислотных АКБ за цену одной гелевой.
- Гель не любит неточности при зарядке. Материал особенно чувствителен к перезарядке. Поэтому важно правильно подобрать ЗУ. Например, напряжение в 16 В быстро убьет изделие.
- Не любит сильный мороз. Влаги мало, она быстро замораживается. Поэтому изделие не выдерживает даже температур в –30 градусов по Цельсию. И это серьезный фактор против покупки изделия.
- Желательна стабильная бортовая система. Батарея не терпит скачков напряжения.
Как должна проводиться зарядка?
Мы разобрались в устройстве гелевой АКБ и ее возможностях. Теперь остается понять, как сохранить ценные качества батареи, организуя правильный процесс зарядки.
Действуем следующим образом:
- снимаем батарею с машины, мотоцикла, соблюдая ТБ;
- переносим в защищенное, безопасное место;
- подготавливаем ЗУ (обязательно настраиваемое), подключаем к сети;
- задаем параметры: сила тока составляет 1/10 от реальной емкости, напряжение растет от 11–12 до 13–14 вольт;
- дожидаемся полного заряда.
Сложностей нет. Главное — следовать рекомендациям производителя. При таком подходе что-то испортить будет невозможно.
У каждой технологии есть свои особенности. Устройство гелевых аккумуляторов 12 В дает много преимуществ, среди которых повышенные показатели пусковых токов, сниженные риски сульфатации, а также безопасность в применении. Но в то же время мотоаккумулятор не переносит морозы, дорого стоит и требует правильной зарядки.
Купить новую аккумуляторную батарею, Вы можете в торговой сети 1AK, а также в Интернет-магазине 1AK.ru. Адреса фирменных магазинов 1AK в Санкт-Петербурге и Великом Новгороде Вы можете найти тут.
#1akru #аккумулятор #санкт петербург #великий новгород #питер #моторное масло #гелевый акб #электролит #россия