Найти в Дзене
Отмороженная

История якутского женского национального костюма от 17 к 21 веку

Оглавление

Давайте сразу развенчаем миф о том, что якутский национальный костюм является статичным и неизменным на протяжении многих веков. Нет! И это касается костюмов всех народов. Нет ничего постоянного в этом мире. Сейчас вы как раз в этом убедитесь. А начнем мы с 17 века. Почему именного с него? К сожалению, о том как выглядел якутский национальный костюм раньше этого времени мы просто не можем знать: нет ни документальных данных, ни каких-либо сохраненных археологических находок. Так что можно только фантазировать. Что же, давайте погрузимся в прошлые века и начнем наше путешествие!

От 17 к 18 векам: что носили якуты 300 лет назад?

Одежда этого периода характеризуется тем, что она многослойная. Женщины обязательно носили: натазники (из современной одежды можем сравнить их с шортами), к ним прикреплялись ноговицы и вместе они являлись прообразом современных штанов. "Почему же нельзя было просто придумать штаны?" - спросите вы. Ответ прост, с ноговицами было практичнее. Если человек замочит ноги, то в условиях низких температур, он мог бы не менять полностью всю поясную одежду, а снять только одну ноговицу, при этом не теряя тепло, и заменить её на другую.

Перейдем к плечевой одежде и начнем с рубахи. Этот элемент одежды появился уже вместе с христианством и приходом русских. Такая рубашка выдавалась вместе с крещением в качестве подарка. Поверх рубашки надевалось что-то в виде современного платья-пальто, комзола или шубы - все это могло называться тангалай (точного определения этого слова до сих пор нет). Эта распашная одежда, её часто называют кафтан, завязывалась или на пуговицы или на шнурки. Также по фасону этот элемент одежды не отличался ни от мужского, ни от женского. Камзол мог быть сделан из тонкой кожи, мог быть подбит мехом из внутренней или внешней стороны. Поверх него надевалась шуба (когда якуты собирались в путь, сверху надевалась еще одна вторая, дорожная шуба). Зимой на человеке было около 4 слоев одежды. Не очень удобно, зато тепло.

Стоит также сказать, что якуты также носили головные уборы, которые по фасону не делились на мужские и женские. По форме они были круглые, украшенные рожками или мордами диких зверей полностью вырезанных из черепа. Все это связано с анимизмом. Также часто использовали меховые шарфики, которые часто называют - меховые боа. Это замкнутый круг из нанизанных беличьих хвостиков. В длину они достигали 2 метров. На такой элемент одежды уходило несколько сотен, если не тысяч хвостиков белочек. Вы только представьте!

В целом вся одежда тех веков должны была показать и подчеркнуть статус человека.

А сейчас самое неожиданное - несмотря на развитие современных технологий, повторить тончайшую работу мастериц 17 века до сих пор невозможно. Не верите? А вы попробуйте.

Таинственная жилетка тангалай и свадебный наряд якутов

Самым таинственным и древним видом якутской одежды считается жилетка тангалай. Время её использования пришлось на 17-18 века, в 19 веке тангалай вытесняется новым обликом якутской традиционной одежды, поэтому мы и знаем о нем очень мало.

Тангалай называют шубой, кафтаном, жилеткой, но точного определения нет до сих пор. Считается, что тангалай - оберег, как часть магии для женщины, которая выходит замуж.

Исследователи относят его к костюму именно замужней женщины. Возможно под тангалаем якуты подразумевали не определенный вид одежды, а именно орнамент, но здесь тоже много противоречий и скорей всего это не так. Исследователь Светлана Петрова считает, что отличительной чертой тангалая являются разрезы по бокам, меховое оформление верхней части рукава и боковые металлические подвески. Есть мнение, что укороченные рукава танагалаев являлись олицетворением обрезанных крыльев, то есть утерянной свободы девушки, которая выходит замуж.

Это праздничная одежда с которой связан один необычный обряд. Невеста, когда шла к дому своего жениха, должна была преподнести духам местности комплект такой одежды (то есть просто снять и оставить в лесу). По правилам таких остановок должно было быть 9, но позволить себе это могли только богатые невесты. Представляете 9 тангалаев сложнейшей работы подарить духам?

Все тангалаи украшены подвесками. Все это для мелодичного звона, который должна была издавать женщина для отпугивания злых духов. Есть даже интересная северная легенда, которая гласит:

Слепой старик гонится за единственной оставшейся в живых дочерью якута и преследует её благодаря этому звону. Через некоторое время девушка додумалась остановиться и спрятаться. Старик, не услышав звона её одежды, прекратил поиски.

Также в женском костюме фигурировал такой элемент, как маска. По фольклорным сведениям она покрывала лицо невесты и имеет довольно запутанную историю. В погребениях 17-18 веков и мужских и женских такая маска есть у всех. Возможно, это потому что свадебный и погребальный обряды во многом очень похожи, так как смерть и свадьба - это обряд перехода. Во время свадьбы женщина переходит из одного рода в другой, поэтому очень часто невеста ассоциируется с покойником, лицо её закрыто саваном.

Добро пожаловать в 19 век: канонический образ якутской женщины

Со второй половины 18 века начинается массовая христианизация. Это оказало существенное влияние на внешний вид человека. Прежде всего это касалось женского облика: волосы должны были быть покрыты, минимум частей тела открывались взору и вообще поведение женщины четко регламентировалось. Меняется образ жизни: происходит повсеместное оседание. Больше нет необходимости постоянно передвигаться. Соответственно меняется и одежда. Наряды становятся более тяжелыми, громоздкими и монументальными. Сравните сами.

А вот вам еще один интересный факт. Все без чего мы не можем представить хрестоматийный якутский женский наряд - шапки дьабака, шубы кытыылаах сон, платья халадаай, жилетки кэсиэччик - все эти элементы одежды начинают складываться к середине 19 века.

Как же выглядел праздничный наряд богатой якутской дамы два столетия назад? Он состоял из верхней одежды кытыылаах сон, платья халадаай, безрукавки кэсиэччик, головного убора (дьабака), обуви (торбаза), комплекта серебряных украшений (начельник – бастына, нагрудные и наспинные украшения илин – кэлин кэбиьэр, нарукавные и шейные украшения и набедренные украшения «ɵттүк симэҕэ) и обуви из сарыы с широкой окантовкой, оформленной вышивкой, бисером или металлическими бляшками. Сложно запомнить, а представляете как тяжело было это все носить.

От царской России к советам: как менялся якутский костюм в 20 веке

Национальный костюм якутов в дореволюционный период 20 века представлял из себя продолжение традиций 19. Это и наличие шубы, шапки, массивных серебряных украшений. Всё это вместе должно было символизировать состоятельность человека.

После революции становится неприличным показывать своё богатство — это иногда влекло за собой последствия. Поэтому одежда становится более простой.

В советское время начинают сочетать вроде бы элементы якутской одежды, но также с добавлением северных мотивов: разноцветный бисер, заячий мех на опушках платьев - все этой стереотипичный образ того, как выглядит человек севера. В костюмах присутствуют элементы из эвенкийской, юкагирской или чукотской культуры. Таким образом, в советский период представление о том, как выглядел якутский костюм разительно отличалось от того, что было в 19 веке.

Начиная с 80-ых на якутский костюм начинает влиять современная мода. Здесь уже появляются модные на тот момент огромные плечи, укороченные юбки. Так начинает зарождаться костюм для подиума или сцены.

Что ждет национальную одежду в 21 веке

Народный костюм 21 века вобрал в себя очень многое из представлений 20 века. Грань между театральным костюмом и традиционным в начале 21 века была абсолютно стерта. Наряды в большинстве своем были яркими и красочными и со множеством элементов фэшн-индустрии.

В 2010 годы якутское общество приходит к тому, что необходимо возрождать каноничные образы национальных костюмов. Здесь большую роль сыграла кандидат исторических наук Светлана Петрова, которая совместно со своими мастерицами проделала колоссальную работу по восстановлению утраченных элементов и образов в национальной одежде. Все снимки костюмов 17-19 веков в этой публикации - это работы её мастериц.

Вообще нужно разграничить такие понятия как традиционный костюм (созданный по всем правилам и исторически верно), стилизованный костюм (приближенный к современным реалиям) и театральный (абсолютный полет фантазии модельера). И в гардеробе женщины могут быть абсолютно разные костюмы для разных случаев.

Очень часто женщины используют современные ткани, современные технологии пошива, видоизменяют крой, подшивают его по фигуре. Все это конечно создает другой визуальный облик. Но в любом случае является разновидностью якутского наряда.

Сейчас у жителей Якутии появляется большой интерес к собственной культуре и это здорово. Почти у каждой представительницы саха в гардеробе есть свой национальный костюм (и в большинстве даже не один). Это говорит о том, что мы идем по правильному пути. Ведь без понимания своей истории и культуры нет будущего. А как думаете вы?

Этот текст удалось написать благодаря научным публикациям Александры Прокопьевой и её интервью, которое вы можете посмотреть вот здесь.

Еще больше красивой северной природы и моих размышлений вы найдете в моем блоге на Дзене, а вот видео из незабываемых путешествий в моем ЮТУБ КАНАЛЕ.

Спасибо за уделённое время и ваши лайки.