Можно ли урегулировать газовый вопрос?
C 10 августа в Европе вступило в силу табу на импорт угля из Российской Федерации. Из-за данного запрета российское сырьё было перенаправлено в Индию и Турцию. А вот Евросоюз был вынужден закупать уголь в Колумбии, Австралии и ЮАР.
Европа демонстративно отказывается от энергоносителей из России. Чёрное золото — это хотя и очень значимый, но второстепенный вопрос. Главным, как и раньше, является голубое топливо.
А возможно ли этот вопрос сейчас урегулировать, — в материале ForPost.
На сегодняшний день экспортные возможности относительно поставок российского газа в Европу задействованы даже не наполовину.
Газопровод «Ямал-Европа» остановлен из-за санкций. А транзит по украинской трубе осуществляется всего лишь на 30–40 процентов от объёмов, которые указаны в контракте. Аналогичная ситуация и с «Северным потоком — 1», который и до ремонтных работ был задействован только на 40 процентов.
В параллель происходящему в Европе боятся, что новые форс-мажоры могут привести к тому, что «Северный поток — 1» не будет вообще работать на полную мощь. И эта ситуация может возникнуть в унисон с угрозой полной приостановки транзита через территорию Украины.
Ещё по теме: Энергопереход: от чего зависит будущее Европы
При таком раскладе единственным спасением для Европейского союза может быть только «Турецкий поток», который идёт через Балканы, как единственное направление газовых поставок из России.
В настоящее время достаточно сложно давать какие-либо прогнозы насчёт транзита газа. Однако если газовый поток будет приостановлен, то убытки от этого понесут все стороны.
С экономической точки зрения «Газпром» лишится прибыльного рынка сбыта, с которого не будет возможности перераспределить все объёмы голубого топлива.
Чисто технологически экспорт в Поднебесную может достичь уровня хотя бы 2/3 поставок в ЕС (около 100 миллиардов кубометров) только через пять-шесть лет. Для понимания: строительство газопровода «Сила Сибири — 2» ещё фактически даже не стартовало.
Кроме того, Пекин может также учесть интересы Индии и Пакистана, которые ранее не соглашались на строительство газопроводов из-за слишком длинного транспортного плеча и высокой цены строительства трубопроводной системы. Так как проблема до сих пор так и не решена, то рано или поздно с ней придётся разбираться. Но в нынешних условиях уже понятно, что раньше следующего десятилетия этого не произойдёт.
Ещё по теме: Газовый исход Европы
С политической точки зрения эффект от возможной заморозки газового транзита в Европу не так уж и велик. Экономика ЕС понесёт хотя и сильный, но не такой уж и масштабный ущерб, чтобы Европа перестала снабжать Украину.
В то же время стоит понимать, что санкционные ограничения уже поставили Европу в незавидное положение. Газовая инфляция уже взвинтила прайсы на многие товары. И пока ещё цветочки, а ягодки будут впереди.
Наполняемость подземных газохранилищ Европы невелика — всего лишь 64 процента, хотя это допустимый уровень для этого сезона. А вот если РФ всё же надумает и дальше ограничивать поставки голубого топлива, то как раз к старту отопительного сезона уровень наполнения ПХГ будет значительно меньше 80 процентов, которые нужны для нормального потребления в зимний период.
Очевидно, что в данной ситуации европейским государствам придётся перейти на экстренные меры для экономии энергоносителей, в том числе и на снижение температуры в домах граждан, введение ограничений на кондиционирование и, что самое тяжёлое, урезание потребления для промышленных предприятий.
Ещё по теме: Потребительская экономика и санкции: чем отличаются ситуации на Западе и в РФ
Этот сценарий рискует лишить европейскую экономику порядка трех процентов ВВП. И это много. В Венгрии, Италии, Чехии и Словакии потери могут быть ещё более масштабными — до шести процентов ВВП. А для локомотивов ЕС (Германии и Франции) потери рискуют стать впечатляющими.
Однако это вряд ли заставит их забыть о финансировании Украины и урегулировать вопрос с газом.
Поэтому грядёт взаимный газовый измор.
И затянуть пояса придётся всем.
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.