После нескольких портретов с «Кристис» перейдем к его другу и соратнику (в действительности, конечно, конкуренту) – аукционному дому «Сотбис». В архивах их аукционов тоже есть анонимные портреты, которые вполне поддаются атрибуции. Вот, например, на одном из аукционов было продано следующее произведение, аннотированное экспертами компании как «Портрет джентльмена в прекрасном мундире, в полный рост, стоящего у колонны». Авторство приписывается «кругу Франсуа Паскаля Симона Жерара по прозвищу Барон Жерар».
Присущее костюму цветовое сочетание, в частности цвета плюмажа на шляпе, вкупе со стилистикой одеяния говорят о том, что перед нами высокопоставленный персонаж эпохи Первой республики во Франции. И действительно, его костюм – это парадное облачение члена Исполнительной директории – высшего органа власти Французской республики в 1795-99 гг. Такое деяние можно увидеть также, например, вот на этом более позднем рисунке из издания по истории костюма (справа)
Но самое главное, что портрет с аукциона крайне напоминает другое, достаточно известное произведение – портрет единственного неизменного члена всех составов Директории в течение четырех лет – Поля Барраса.
Единственное отличие между двумя изображениями, кроме пожалуй, некоторой разницы в мастерстве художника (что, впрочем, субъективно), это прическа персонажа – длинные пудренные волосы в одном случае и короткие волосы без пудры – в другом.
Можно было бы теоретически допустить, что на портрете с аукциона (с короткими волосами) изображен все-таки другой персонаж, а сходство изображений объясняется тем, что художник, экономя силы, серийно штамповал идентичные портреты, меняя лишь физиономии изображаемых. Однако еще один достоверный портрет Поля Барраса снимает какие-либо сомнения в том, что на обоих портретах в церемониальном одеянии члена Директории изображен именно он.
Итак, на портрете с аукциона «Сотбис» изображен Поль Баррас, член революционного Конвента, один из руководителей термидорианского переворота, член всех составов Исполнительной директории Французской республики и фактический ее руководитель, любовник Жозефины Богарне, затем поспособствовавший ее браку с генералом Бонапартом.
Уже когда практически написал этот материал, обнаружил посвященный Марии-Антуанетте французский форум, участники которого тоже сходятся во мнении, что на портрете с «Сотбис» изображен именно Поль Баррас и недоумевают, почему эксперты аукционного дома не смогли его идентифицировать.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.