Найти тему
Александр Снитовский

Как метро перестало быть чудом

Торжественное открытие метрополитена 15 ноября 1955 года
Торжественное открытие метрополитена 15 ноября 1955 года

15 ноября 1955 года вступила в строй первая очередь второго в стране метрополитена. Первоначально ленинградцы спускались в метро, чтобы полюбоваться подземным чудом – великолепно оформленными станциями, скорыми подземными экспрессами и «бегущими лестницами».

Пассажиры ленинградского метрополитена
Пассажиры ленинградского метрополитена

Большинство советских граждан в то время не пользовались метрополитеном регулярно, а просто катались. Первая очередь транспортную проблему города не решала, а была лишь отправной точкой большого строительства.

Завершение отделочных работ на станции «Нарвская», 1955 год
Завершение отделочных работ на станции «Нарвская», 1955 год

1 июня 1958 года началось движение поездов до станции «Площадь Ленина», а «Чернышевская» из-за проблем с наклонным входом была открыта чуть позже – 1 сентября того же года. Таким образом, метро соединило все пять существующих в то время вокзалов: Финляндский, Московский, Балтийский, Витебский и Варшавский.

Станция метро "Чернышевская", конец 1950-х годов
Станция метро "Чернышевская", конец 1950-х годов

А вот церковью святых Космы и Дамиана, находившейся на месте вестибюля «Чернышевской», пришлось пожертвовать…

Открытие памятника саперам у церкви Космы и Дамиана на Кирочной улице, 1899 год
Открытие памятника саперам у церкви Космы и Дамиана на Кирочной улице, 1899 год

Утраты, однако, коснулись и самого метрополитена. За несколько дней до открытия ленинградского метро, вышло печально известное постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».

Постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».
Постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».

На архитектуре уже готовых станций первой очереди оно, по понятным причинам, никак не сказалось, а вот все последующие ощутили его эффект в полной мере. И хотя на них и сейчас можно встретить мозаику или ажурные решетки – это всего лишь скромные отголоски помпезной сталинской архитектуры. В народе эти станции по аналогии с жилыми домами прозвали «обдирными».

Вестибюль станции метро "Кировский завод"
Вестибюль станции метро "Кировский завод"

Экономия коснулась и конструкций: станции строили не колонного типа, а пилонного. Так началась эра ленинградских типовых станций, продлившаяся до 1963 года. Параллельно с продолжением первой линии метро велось и строительство второй, которая должна была связать центр города и его юг под Московским проспектом.

Схема трассы первой и второй очереди. 1956 год
Схема трассы первой и второй очереди. 1956 год

В 60-е годы этот проспект был одной из самых оживленных транспортных магистралей Ленинграда. Он выводил на Московское и Киевское шоссе, а также вел к центру города и индустриальным гигантам того времени – «Электросиле», «Скороходу» и десяткам других промышленных предприятий.

"Электросила" на Московском проспекте
"Электросила" на Московском проспекте

Сам же Московский район планировали активно застраивать, а на купчинских пустырях предусматривалось возведение крупнейшего жилого массива. Одним словом, метро было необходимостью! Первые станции второй линии должны были возникнуть на участке от «Парка Победы» до «Технологического института».

Митинг на станции "Парк Победы" посвящённый открытию новой линии. 19 апреля 1961 года
Митинг на станции "Парк Победы" посвящённый открытию новой линии. 19 апреля 1961 года

Техноложка, кстати, стала первым в СССР кроссплатформенным пересадочным узлом. В дальнейшем подобный принцип пересадки был использован и в столичном метрополитене.

Отправление поезда со станции "Технологический институт", 1961 год
Отправление поезда со станции "Технологический институт", 1961 год

Принципиальное отличие второй линии – уменьшенная длина платформ. Вместо 160 метров всего 17, то есть, рассчитана она была уже на 6-вагонные поезда, на не 8-вагонные, как на Кировско-Выборгской линии.

Станция метро "Фрунзенская"
Станция метро "Фрунзенская"

И если в подземных залах метро еще наблюдалось какое-то разнообразие и детали прошлой архитектурной эпохи, то наземные вестибюли второй линии стали возводить по типовым проектам.

Станция метро "Электросила"
Станция метро "Электросила"

Но вот козырек станции «Московские ворота» до сих пор остается самым красивым козырьком нашего метро.

Станция метро "Московские ворота"
Станция метро "Московские ворота"

Любопытно, что на платформе этой станции установлена копия скульптуры с Московских ворот, а саму Триумфальную арку восстановили именно к открытию метро.

Скульптура на станции метро "Московские ворота"
Скульптура на станции метро "Московские ворота"

Станция «Фрунзенская», хоть и украшена барельефом пламенного революционера и военачальника, название свое получила не только в честь него, но и в честь универмага.

Станция метро "Фрунзенская"
Станция метро "Фрунзенская"

На станции «Электросила», если внимательно приглядеться к панно «Электрификация СССР», в районе Средней Азии можно увидеть прямоугольную рамку.

Панно «Электрификация СССР»
Панно «Электрификация СССР»

Она была сделана для двери в стене, но потом от прохода отказались, а панно переделывать не стали. В отличие от «окна в Европу» дверь в Азию так и не была открыта…

Панно «Электрификация СССР»
Панно «Электрификация СССР»

Начиная со второй линии, станции метро рассматривались исключительно как объекты гражданской обороны. Бетонные купола были построены так, чтобы выдержать прямое попадание авиабомбы, а сам вестибюль должен был сдержать взрывную волну от ядерной атаки. В общем, строили компактно и противоударно, без излишеств.

Станция метро "Горьковская"
Станция метро "Горьковская"

Однако в 21 веке эта «экономия» вышла боком. Вестибюли оказались слишком тесными для огромного потока людей, да и количество вагонов явно подкачало…вот только увеличить его уже было невозможно. И виной тому уникальная станция «Парк Победы» - чисто-ленинградское изобретение.

Станция метро "Парк Победы"
Станция метро "Парк Победы"

Она стала первой в мире станцией, так называемого, закрытого типа, прозванная «горизонтальным лифтом». Вероятно, за сходство станционных дверей с лифтовыми. Главная же особенность этой станции заключалась в отделении путей от платформы стеной с дверными проемами, совпадающими с дверями поезда.

Станция метро "Парк Победы"
Станция метро "Парк Победы"

Придумали это, опять же, экономии ради – не требовалось сооружать боковые станционные тоннели. Кроме того, так было безопаснее и пассажирам: двери оберегали от падения на пути. Существует легенда, что в день открытия двери заклинило, и сотрудники метрополитена, красивые и нарядные, открывали их вручную. Да и сегодня, надо признать, не все машинисты останавливаются так, чтобы внутренние и внешние двери совпали.

Станция метро "Парк Победы"
Станция метро "Парк Победы"

Несмотря на все сложности, торжественное открытие второй, Московско-Петроградской, линии состоялось 29 апреля 1961 года. Хотя по-настоящему Московско-Петроградской она стала только через два года и 2 месяца – в июне 1963-го, когда был открыт участок от станции «Технологический институт» до станции «Петроградская».

Схема ленинградского метрополитена 1970-1972 годов со строящимися участками
Схема ленинградского метрополитена 1970-1972 годов со строящимися участками

Буду очень благодарен вашей подписке на мой канал и лайку под этой записью!

Обязательно подпишитесь на мой YouTube канал, где ежедневно выходят мои репортажи и короткие видео на тему истории, путешествий и личной жизни.

Увидимся на канале!