Ежегодно полюбоваться на Каспийского монстра приезжают тысячи туристов. Не важно, кто приезжает: женщины, ничего не понимающие в инженерии (если только не конструктора), дети, считающие «Лунь» большой игрушкой, да просто все, кто хочет полюбопытствовать и увидеть «Чудо», созданное еще при Советском Союзе.
А люди едут и едут, есть и такие, кто приезжает целенаправленно. Что душой кривить, скажу так, я поехала в Дагестан, ради самого Дагестана.
Мечтала прочувствовать колорит республики и увидеть хоть какие-нибудь красоты. А муж, одновременно коллега по блогу в Яндекс Дзен «Авторемонт и техника», ехал целенаправленно, чтобы увидеть «Лунь».
— Ну что, посмотрели Нарын-Кала? — Как ты и хотела. Теперь настал мой день, наконец-то выезжаем к «монстру». Глаза загорелись как у мальчишки, начал рассказывать и рассказывать…
Стало и самой интересно, что за непонятная конструкция нашла последний приют на берегу Каспия… Эх Каспий Каспий.кто-то называет его морем, кто-то утверждает, что это озеро.
Не суть важно.ведь главное вода, много воды и в ней можно плавать, а по вечерам любоваться на красивые отблески уходящего солнца.
Чтобы попасть к экраноплану, нужно выбраться за Дербент. Путь близкий и не успеете и глазом моргнуть, как минут через 15-20 уже спуститесь по проторенной дороге к берегу.
На условной площадке собрали еще немного старой военной техники. Поговаривают, что здесь планируется создать музей под открытым небом.
Неподалеку работают трактора, кто знает, может действительно все облагородят.
Пока что открыли киоски, где можно купить воду, напитки и чай с выпечкой.
Экраноплан находится пляже, утопает в песке. Сразу за ним отдыхают местные, приезжают семьями и устраивают пикник.
Глядя на них, здесь же располагаются туристы, уставшие от знойного дербентского солнца.
Самолет-корабль проекта 903 «Лунь» разработан в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева. Руководил проектом Владимир Николаевич Кириллов. Разработка экраноплана велась инженерами на заводе «Волга», образованном в 1970 году при ЦКБ.
За десятилетие были разработаны конструкции трех экранопланов: «Орленок», «Лунь» и «Стриж».
- Всего было запланировано построить 8 экранопланов, но «Лунь» оказался единственным увидевшим «свет» от проекта 903.
- Экраноплан построен по самолетной схеме и имеющий одну несущую поверхность. На корпусе экраноплана расположены контейнера для противокорабельных ракет. Масса пустого «Луня» — 243 000 кг, размах крыла — 44,0 м., максимальная скорость — 500 км/ч. Количество членов экипажа — 10 человек.
- Цель создания экраноплана — возможность в случае опасности поражать корабли имеющие водоизмещение до 20 тыс. т.
- Преимущество «Луня», при возможном наступлении боевых действий — подход к противнику на расстояние запуска ракеты.
В середине лета 1986 года экраноплан был спущен на воду и отправлен в Дагестан. Еще два года длились испытания и доработки. Два года «Лунь» находился в опытной эксплуатации на «Дагдизеле», этот период как раз пришелся на 90-е годы. Здесь же он и был законсервирован в одном из доков.
К сожалению, на 2001 год экраноплан уже не числился в ВМФ РФ, также остался не доработанным еще один экраноплан из восьми планировавшихся.
🌍 ПОДПИСАТЬСЯ на мой канал 👉 // ЮТУБ