Найти тему
Под зонтиком

Величественный и забытый: наследие советской инженерии экраноплан «Лунь» и его последнее пристанище — Дагестан

Ежегодно полюбоваться на Каспийского монстра приезжают тысячи туристов. Не важно, кто приезжает: женщины, ничего не понимающие в инженерии (если только не конструктора), дети, считающие «Лунь» большой игрушкой, да просто все, кто хочет полюбопытствовать и увидеть «Чудо», созданное еще при Советском Союзе.

А люди едут и едут, есть и такие, кто приезжает целенаправленно. Что душой кривить, скажу так, я поехала в Дагестан, ради самого Дагестана.

Мечтала прочувствовать колорит республики и увидеть хоть какие-нибудь красоты. А муж, одновременно коллега по блогу в Яндекс Дзен «Авторемонт и техника», ехал целенаправленно, чтобы увидеть «Лунь».

— Ну что, посмотрели Нарын-Кала? — Как ты и хотела. Теперь настал мой день, наконец-то выезжаем к «монстру». Глаза загорелись как у мальчишки, начал рассказывать и рассказывать…

-2

Стало и самой интересно, что за непонятная конструкция нашла последний приют на берегу Каспия… Эх Каспий Каспий.кто-то называет его морем, кто-то утверждает, что это озеро.

Не суть важно.ведь главное вода, много воды и в ней можно плавать, а по вечерам любоваться на красивые отблески уходящего солнца.

-3

Чтобы попасть к экраноплану, нужно выбраться за Дербент. Путь близкий и не успеете и глазом моргнуть, как минут через 15-20 уже спуститесь по проторенной дороге к берегу.

-4
-5

На условной площадке собрали еще немного старой военной техники. Поговаривают, что здесь планируется создать музей под открытым небом.

-6

Неподалеку работают трактора, кто знает, может действительно все облагородят.

-7

Пока что открыли киоски, где можно купить воду, напитки и чай с выпечкой.

-8

Экраноплан находится пляже, утопает в песке. Сразу за ним отдыхают местные, приезжают семьями и устраивают пикник.

-9

Глядя на них, здесь же располагаются туристы, уставшие от знойного дербентского солнца.

-10

Самолет-корабль проекта 903 «Лунь» разработан в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева. Руководил проектом Владимир Николаевич Кириллов. Разработка экраноплана велась инженерами на заводе «Волга», образованном в 1970 году при ЦКБ.

За десятилетие были разработаны конструкции трех экранопланов: «Орленок», «Лунь» и «Стриж».

-11
  • Всего было запланировано построить 8 экранопланов, но «Лунь» оказался единственным увидевшим «свет» от проекта 903.
  • Экраноплан построен по самолетной схеме и имеющий одну несущую поверхность. На корпусе экраноплана расположены контейнера для противокорабельных ракет. Масса пустого «Луня» — 243 000 кг, размах крыла — 44,0 м., максимальная скорость — 500 км/ч. Количество членов экипажа — 10 человек.
  • Цель создания экраноплана — возможность в случае опасности поражать корабли имеющие водоизмещение до 20 тыс. т.
  • Преимущество «Луня», при возможном наступлении боевых действий — подход к противнику на расстояние запуска ракеты.
-12

В середине лета 1986 года экраноплан был спущен на воду и отправлен в Дагестан. Еще два года длились испытания и доработки. Два года «Лунь» находился в опытной эксплуатации на «Дагдизеле», этот период как раз пришелся на 90-е годы. Здесь же он и был законсервирован в одном из доков.

К сожалению, на 2001 год экраноплан уже не числился в ВМФ РФ, также остался не доработанным еще один экраноплан из восьми планировавшихся.

🌍 ПОДПИСАТЬСЯ на мой канал 👉 // ЮТУБ