"Недавно одна мама сказала мне на встрече: «Я Вам очень благодарна за то, что Вы первая, кто спросил меня: как я справляюсь?»" – рассказывает психолог фонда «Гольфстрим» Ольга Авдеева.
Доступ к ресурсам родителя.
Первый вопрос, который нужно задать родителю особого ребёнка – «Как Вы справляетесь?». Потому что замечания, негативные оценки, критику и суровую правду он получает в школе в достаточных количествах. Однажды я слышала, как завуч на повышенных тонах разговаривает с мамой ребёнка с нарушением мышления по типу искажения, то есть, с самым редким, тяжелым и почти не поддающимся коррекции нарушением. Мама нашла в себе силу воли, достоинство и спросила: «Вы же специалист, дайте тогда совет – что мне делать?». Совета не нашлось. Продолжились давление и угрозы полицией. В тот момент мама нуждалась в поддержке.
Консультирование родителей детей с ОВЗ может происходить по классической логотерапевтической схеме. Начинается она с попеременной диагностики. Почему попеременная? Это вопросы, которые задаются попеременно в двух направлениях: проблемы и ресурсы.
Перейдём к практике.
Листок бумаги разделяется на 2 части. В первой записываются проблемы: не делает домашнее задание, делает одно упражнение в течение 4 часов, вспышки агрессии, развод родителей или смерть одного из них, наследственные заболевания и так далее.
Во второй ресурсы: помогает бабушка, ребенок хорошо рисует, ухаживает за младшей сестрой, недавно получил пятерку, любит животных и так далее.
Далее психолог переходит к левой стороне листка, где расположены проблемы, и спрашивает по каждому пункту в списке: что можно с этим сделать? Начинается поиск альтернатив и возможностей. Нужно из зоны "Судьбы" (на которую родитель пока не в состоянии влиять) перевести пункты в зону "Возможностей", в которой есть выбор. Важный момент: поиск должен быть совместный.
Родитель чаще всего просит помощи в виде готовых рекомендаций, советов, информирования. Однако, смысл попеременной диагностики в том числе и в формировании навыка самостоятельно искать возможности и отвечать за результат.
Что можно сделать с низкой скоростью? Родитель теряется, психолог первое время предлагает решения, показывая, как именно можно мыслить. Можно ли ввести частые переключения? Можно ли каждые 20 минут давать трехминутный отдых? Можно ли разбить на шаги и отмечать начало и конец каждого шага? Задача – расширить свободное пространство, поскольку чаще всего родитель ребёнка с ОВЗ сталкивается именно с собственной беспомощностью. Вот ее и нужно переформатировать в видение наличия выбора. Тогда родитель получит доступ к ресурсам. Он постепенно начнёт опираться на себя и искать подходы к ребёнку самостоятельно.
Что делать с правой частью листа, где записаны ресурсы? Их нужно расширять, на них нужно делать акцент, их нужно подсвечивать, поскольку родитель, находясь в проблемной зоне, как правило, обесценивает имеющееся. Это делается с помощью проясняющих вопросов: как именно? Когда это случилось? Какая погода была? Куда вы шли в этот момент? Как зовут бабушку? И так далее. До тех пор, пока у родителя не появится осознание наличия в своей жизни множества ценностей и ресурсов. Такое обучение происходит не с первого раза, но и не требует длительного времени.
Если вам было интересно, подпишитесь на наш Дзен-канал или следите за новостями на сайте Фонда и в телеграм-канале БФ «Гольфстрим». Будем рады, если оставите для нас комментарий, нам важно ваше мнение. Ждём среди наших подписчиков!