«Зато в Америке негров линчуют» – такой ироничной фразой отечественная диссидентская тусовка долгое время встречала сообщения о расовых проблемах в США. Дескать, советский агитпроп, как всегда, преувеличивает. Потребовалось лицом к лицу столкнуться с благословенным Западом, чтобы убедиться, что афроамериканцев в США действительно линчуют, а движение BLM – только видимая часть айсберга проблем страны, возомнившей себя вправе учить мир демократии и толерантности.
Текст Владимира Тихомирова
У США был шанс направить решение расовых проблем в мирное русло 55 лет назад, когда по стране прокатилась серия погромов и беспорядков, устроенных афроамериканцами. Но нет, десятки человек погибли, тысячи получили ранения.
Сегодня даже сложно установить, с чего всё началось: то ли с полицейского произвола в городке Авондейл, штат Огайо, то ли с беспорядков в Буффало, штат Нью-Йорк, то ли с нападения на полицейский участок в городе Ньюарк в штате Нью-Джерси. Проблемы везде были одинаковые: бедность и высокая безработица среди афроамериканцев, недоступность образования и приличной работы, перенаселение чёрных гетто, где делами рулил криминал.
Сильнее всего полыхнуло тогда в Детройте, «автомобильной столице» Америки, островке благополучия – автоконцерны процветали, работы хватало, и афроамериканские рабочие получали больше белых мигрантов. Но именно в Детройте были самые многочисленные ячейки «Чёрных пантер» – подпольной военной организации, исповедующей чёрный расизм: дескать, представители негроидной расы настолько превосходят белых, что не нуждаются в равноправных отношениях, а должны строить государство «только для чёрных».
«Пантеры» и запустили погромы, когда полиция разогнала вечеринку в баре для чёрных, где праздновали возвращение ветеранов вьетнамской войны. Едва полицейские забрали виновников торжества, «пантеры» на улицах принялись громить дорогие магазины. Погромы продолжались пять дней, несколько кварталов выгорело дотла: бунтовщики забрасывали дома белых бутылками с зажигательной смесью.
Президент Линдон Джонсон приказал армии взять Детройт штурмом. На подавление направили 12 тысяч десантников, несколько тысяч солдат нацгвардии. В город направили танки с бульдозерными ковшами для сноса баррикад.
Силовики, по данным полиции, за два дня убили 44 человека (по другим данным, больше сотни). В разы больше было раненых. Как вспоминали свидетели погромов, десантники стреляли в ноги арестованным. Общее их число превысило 7 тысяч. Для содержания арестованных центральный стадион Детройта переоборудовали в концлагерь.
После Детройта поднялись чёрные гетто – в августе 1967 года в 164 городах были зарегистрированы погромы. Но «чёрной революции» не случилось. Войска сделали своё дело.
Немало усилий для усмирения бунтарей приложил тогда знаменитый священник и активист Мартин Лютер Кинг, выступавший за мирный протест и расовое равноправие (за что в 1964 году получил Нобелевскую премию мира). Пока в США бушевали «пантеры», Кинг в выступлении 11 августа 1967 года призвал афроамериканцев к массовой забастовке.
Стачка не на шутку перепугала Вашингтон, войскам был дан приказ гуманнее относиться к мирным жителям, а священник стал главным врагом режима.
Приободрённый Кинг призвал организовать «поход бедняков» на Вашингтон с требованием принятия закона об экономических правах, который должен был гарантировать всем бедным работу и прожиточный минимум.
Вскоре Кинга застрелил снайпер во время выступления на митинге в Мемфисе, штат Теннесси. Дело считается раскрытым, хотя многие обстоятельства по-прежнему неясны, ФБР умеет хранить свои тайны.
Что ж, как показало время, все усилия Вашингтона запугать чёрных расистов пошли прахом – «пантеры» и сегодня продолжают активно наращивать ряды и копить оружие, намереваясь отыграться за позорный провал BLM-революции. Остановить их будет непросто.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.