Среди летчиков-черноморцев имя Якова Иванова занимает особое место. Начав Великую Отечественную войну в Севастополе, он в первый же день поднялся в воздух для охраны главной базы. Так началась боевая деятельность летчика, полная героизма и самоотверженного служения Родине.
Молодой пилот изучал боевой опыт старших товарищей, особенно технику нанесения таранных ударов.
«Нельзя ли, совершив таран, привести свой само лет на аэродром?» — этот вопрос глубоко заинтересовал его.
Вскоре Якову Иванову удалось осуществить это.
14 ноября 1941 года Я. М. Иванов дежурил у самолета...
Рассказ младшего лейтенанта Я. Иванова
Самолеты поднялись по тревоге. К Севастополю приближались вражеские бомбардировщики. Я и лейтенант Савва барражировали над городом.
Набрали высоту. Я осмотрелся и увидел сзади разрывы зенитных снарядов. Вышел вперед. Помахал крыльями Савве и развернулся навстречу стервятникам.
Шли три бомбардировщика "Хейнкель-111". Я был впереди и сразу дал две очереди. Фашистские самолеты разошлись. Правый отошел в сторону, остальные развернулись.
Я пошел в лобовую атаку на самолет, отделившийся вправо. Он маневрировал, удаляясь от города, и, по всей вероятности, рассчитывал уйти от истребителя, а при следующем заходе сбросить бомбы.
Фашист сначала отстреливался, а потом его пулемет умолк. Очевидно, был убит стрелок-радист. Но к этому времени у меня вышли все патроны.
Решил итти на таран. Зашел в хвост. Немец дал газ. Воздушная струя от мотора сильно болтала. Я тоже дал газ. Подскочил совсем близко и винтом аккуратно рубанул "Хейнкеля" по хвосту. Как только ощутил толчок, взял ручку на себя, и моя машина подскочила кверху. Попробовал рули — действуют.
Во время тарана я отрубил стервятнику руль поворота и киль. Он, беспорядочно кувыркаясь, полетел вниз. На земле был виден огромный взрыв. Тараненный "Хейнкель-111" разбился и взорвался на своих же бомбах.
Я плавно развернулся, снизился, сел на свой аэродром и прирулил на место. На истребителе оказался согнут винт. Сейчас мой самолет снова готов к вылету.
(1941)
☆ ☆ ☆
Прошло несколько дней в напряженных воздушных боях. Иванов сбил еще один самолет противника.
17 ноября 1941 года Я. М. Иванов вновь поднялся в воздух, чтобы преградить врагу дорогу к любимому Севастополю. На этот раз он встретился с большим фашистским бомбардировщиком «До-215». Фашист сбрасывал бомбы на город. Советский летчик смело вступил в бой с врагом, поливая его меткими пулеметными очередями. Но вот закончились боезапасы.
«Преградить дорогу врагу, не упустить его», — решил Яков Иванов и вновь пошел на таран.
Тяжелый бомбардировщик развалился на части, но в этом бою смертью храбрых погиб и отважный черноморский сокол.
За свою короткую боевую деятельность летчик сбил 7 (по другим данным — 5) вражеских самолетов. Его подвиги и светлое имя золотыми буквами вписаны в историю Советской авиации.
17 января 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР Я. М. Иванову присвоено звание Героя Советского Союза.