Склонность Василия Поленова к созданию версий и авторских копий собственных же картин создает забавный эффект: одну и ту же работу можно увидеть в разных музеях. Да еще и люди на ней то появляются, то исчезают. А на одной из них герой даже ходит по полотну!
Самая известная живописная трилогия Василия Поленова представлена публике в 1878-1879 гг. Хоть она официально и не объединена в единую композицию, общий замысел и тональность этих картин, созданных практически одновременно, стала причиной их традиционного восприятия как частей рассказа на одну тему - тихо и мирно уходящие в прошлое семейные усадьбы.
Про "Московский дворик" и то, что его подлинники можно увидеть одновременно в нескольких музеях, мы уже рассказывали:
Про "Бабушкин сад" можно прочитать здесь:
А вот про "Заросший пруд", вроде бы завершающий эту трилогию, расскажем в этой публикации.
Во-первых, хоть по дате представления публике это более поздняя картина, работу над ней художник начал раньше, чем над другими. В 1877 году Василий Поленов навещал родителей. Там, в парке усадьбы в деревне с забавным названием Петрушки, он и сделал несколько эскизов.
Далее работа над лирическими сюжетами была отложена почти на год. Поленов был художником при штабе русской армии в ходе русско-турецкой войны. "Заросший пруд" принято считать последним в трилогии, потому что эта работа была представлена публике позже других картин.
Во-вторых, эта картина отличается отсутствием в ней сюжета. В литературе подобные произведения называют элегиями. Они показывают только природу во всей ее красоте и гармонии. Человек в таком пространстве становится органичной и практически незаметной частью.
Кстати, а вы нашли человека на "Заросшем пруду"?
В глубине картины, справа от изгиба тропинки, на скамейке сидит девушка и читает книгу.
Эта девушка - сестра-близнец Василия Поленова, Вера (в замужестве - Хрущова). Вот ее портрет:
Есть другой вариант "Заросшего пруда", авторское повторение, в котором девушку можно рассмотреть лучше. Она отложила чтение и подошла ближе к мосткам, любуясь красотой природы. Кстати, Вера тоже была замечательной художницей.
Известно о существовании еще минимум трех авторских копий, одна из которых находится в частной коллекции, две другие - в региональных музеях.
Василий Поленов был далеко не единственным художником, создававших варианты и авторские копии своих же работ. Например, Саврасов тоже часто повторял своих знаменитых "Грачей":
Первый и основной вариант "Заросшего пруда" до 1924 года тоже был частной собственностью, а потом стал частью коллекции Третьяковской галереи.
Сейчас "Заросший пруд" предлагают школьникам как материал для сочинения-описания. Это непростая работа - рассказать о том, что не имеет сюжета, написано почти полностью зелеными красками и далеко не всеми воспринимается как красивое, привлекательное место для отдыха.
Для того, чтобы помочь ребенку научиться видеть красоту в простоте, можно предложить сравнить 2 авторских варианта "Заросшего пруда" и найти на них 10 отличий. Первое из них - положение фигуры девушки - видят быстро. С остальными чуть сложнее.
А сколько отличий найдете вы?
И на десерт. Перед вами творчество современного художника В. Полюшкина. Полагаю, здесь вы найдете отличия быстро и без труда. А заодно можно убедиться, как изменился смысл картины:
Кстати, для любителей головоломок есть пазл с картиной В. Поленова "Заросший пруд", а те, кто увлекается вышивкой, могут попробовать создать собственную репродукцию этой картины с помощью набора от "Золотого руна" (на него сейчас еще и скидка!)
#русская живопись #поленов #найди отличия #хрестоматия #шедевры живописи #передвижники #третьяковская галерея #русский музей