Корея всегда терялась в тени огромного Китая и подпирающей с моря Японии. В противостоянии с более сильными соседями Корея выбирала обычно вассалитет по отношению к Китаю, не очень обременительный и избавляющий от многих проблем. Самоизоляция в регионе появилась практически одновременно в Цинской империи и в сёгунате Токугава. Обе страны закрылись от западного влияния, как духовного, так и технологического. Основным поводом стало массовое активное распространение христианства, в основном благодаря миссионерской деятельности французских католических священников. Новая религия выводила миллионы адептов из традиционной восточной этической системы, ставила их вне сложившихся правил и запретов, а в итоге приводило к выступлениям против государства, имевшим место и в Японии и в Китае (тайпинское восстание). В принципе, можно провести аналогии с разрушением христианством Римской империи, примерно также оно рушило традиционные государства Востока, полностью меняя у людей систему ценностей.
Корея, которая получила неофициальное название "королевство отшельников" также закрылась от западных веяний. Связь с внешним миром осуществлялась через Цинский Китай и княжество Цусима. Но христианство все равно проникло в королевство через корейское посольство при императорском дворе. К концу 18-го века в Корее появилась христианская община. Но собственно католическим миссионерам удалось обосноваться в стране лишь к середине 19-го века. Они тайно проходили либо через китайскую границу либо морем.
Руководило миссионерами Парижское общество иностранных миссий, первые представители которого появились в Корее в 40-х годах. Епископ Симеон-Франсуа Бернё , назначенный в 1856 году главой растущей корейской католической церкви, насчитал в 1859 году 17000 корейцев-прихожан.
Если изначально королевское правительство относилось к проповеди христианства вполне терпимо, то с появлением на троне Чосон малолетнего короля Коджона, а рычагов власти у его папаши, ставшего фактическим регентом под титулом Хынсон Дэвонгун («Принц Великого двора») в 1864 году, политика изменилась. Стране требовались твердая рука и реформы, чтобы не стать чьей-то очередной колониальной добычей. На тот момент в Корее жили и проповедовали двенадцать французских священников-иезуитов, а также около 23 000 новообращенных корейцев.
Катализатором изменения стала Россия. В январе 1866 года на восточном побережье страны появились русские корабли и потребовали договора о торговле и сотрудничестве. Имевшиеся при дворе корейцы-христиане посчитали случай удобным, чтобы легализоваться и предложили организовать союз с Францией против России. Дэвонгун не отказал сразу и к уговорам присоединился епископа Бернё, в феврале прибывший в столицу.
Но Дэвонгун уже имел пример, чем заканчивается сотрудничество с католиками, на опыте Цинского Китая, получившего тяжелейшую гражданскую войну с тайпинами. В 1865 году Корея и так пережила неурожай, социально-экономическое положение страны было тяжелым. А в 1866 еще и активно стали ломиться иностранцы: в январе русские корабли на востоке, в феврале французские иезуиты с предложениями, в августе американцы с "Шерманом"... И это без мелких инцидентов, где удалось разойтись мирно.
Бернё был подвергнут пыткам, а затем обезглавлен 7 марта 1866 года. Затем стали выявлять и уничтожать оставшихся французских католических священников и новообращенных корейцев. Все французские миссионеры, кроме трех, были схвачены и казнены: среди них были епископ Симеон Бернё, епископ Антуан Давелюи, отец Жюст де Бретеньер, отец Луи Больё, отец Пьер-Анри Дори, отец Пьер Омэтр, отец Мартен-Люк Юин. Французская "мягкая сила" понесла тяжелую утрату. Эти члены Парижского общества иностранных миссий были канонизированы Папой Иоанном Павлом II 6 мая 1984 года.
Кроме французов казни были подвергнуты и новообращенные католики-корейцы. Дэвонгун провозгласил: «Должно омывать землю, загрязненную западными варварами, кровью Сохакина». Число погибших оценивают в 8000-10 000, основное место казни находилось в месте Чолду-сан(切頭山) в Сеуле на берегу реки Хан. Свидетели говорят, что река стала красной, а отрубленные головы громоздились горами.
Один из выживших миссионеров, отец Феликс-Клэр Ридель спасся в мае 1866 года бегством в Чифу на рыболовецком судне благодаря 11 новообращенным корейцам.
Именно Ридель 6 июля прибыл в Чифу и сообщил о резне христиан в Корее командующему французской эскадрой в Тянцзине контр-адмиралу Роз.
Французские дипломаты пытались оказать давление на корейские власти через цинское правительство, но поздняя империя Цин, как всегда, уклонилась от решения проблемы:
«Несмотря на то, что Чосон является подчиненным государством Цин, внутренние дела и дипломатия с древних времен осуществлялись автономно».
Адмирал Роз пообещал наказать Корею, как только вернется основной флот, отправленный на подавление восстания в Индокитае. Под предлогом мести за христиан планировалось заставить корейцев открыть границы для внешней торговли. Планы Роза были поддержаны французским консулом в Пекине Анри де Беллоне.
" Поскольку [королевство] Чосон убило девять французских священников, мы отомстим, убив 9000 корейцев",-заявил Роуз.
Французские планы осложняло почти полное отсутствие информации о Корее, включая какие-либо навигационные карты. Роз был вынужден предпринять предварительную разведку побережья в районе устья реки, ведущей к Сеулу в конце сентября - начале октября 1866 года. Адмирал получил приблизительные навигационные карты вод вокруг острова Канхва и реки Хан. Тем не менее поход крупных кораблей вглубь неизвестных вод был признан слишком рискованным.
Вместо этого Роз решил захватить остров Канхва, контролирующий вход в реку Хан, заблокировать водный путь в столицу во время сезона сбора риса и вынудить корейское правительство принять французские требования. При этом уровень требований был достаточно неопределенным. Если в Пекине консул Беллоне требовал отречения короля и отказа от суверенитета в пользу Франции, то Роз выдвигал более прагматичные требования репараций. За чрезмерно длинный язык Беллоне позже получил строгий выговор от правительства.
11 октября контр-адмирал Роз вышел из Чифу, имея в своем распоряжении фрегат «Ла Геррер» (La Guerriere), корветы «Лаплас» (Laplace) и «Примоге» (Primauguet), авизо «Дерулед» (Deroulede) и «Цзяньшань» (Kien-chan), канлодки «Тардиф» (Tardif) и «Ле Бретон» (Le Brethon). На кораблях отряда было также почти 300 морских пехотинцев с базы в Йокогаме. Всего французов было около 800.
16 октября 170 морских пехотинцев высадились на острове Канхва, захватили крепость Капкотчин, контролирующую реку Хан, заняли сам город-крепость Канхва и несколько фортов. Были захвачены богатые трофеи-флаги, пушки, 8000 мушкетов, 23 (по другим данным 19) ящика с серебряными слитками на сумму 190 000 франков, несколько ящиков с золотом, а также различные лаковые и нефритовые изделия, рукописи и картины из королевской библиотеки (Oikyujanggak) на острове.
Однако вести весь флот вверх по довольно мелкой и извилистой реке Роз не решился. Он ограничился высадкой на материк, через узкий пролив, отделяющий его от острова Канхва.
Однако если на острове французы не встретили серьезного сопротивления, корейцы были застигнуты врасплох и не мобилизовали войск для занятия укреплений, то на материке войска генерала И Юн-Хуэя оказали упорное сопротивление.
19 октября три французских корабля, имеющих наименьшую осадку) с отцом Риделем и тремя корейскими христианами прибыли в район Инчхона. Ридель уверял, что как только французский военный корабль появится у корейских берегов, местные католики немедленно восстанут. Но ни одного из потенциальных повстанцев французы не нашли.
26 октября французский отряд поднялся до районов Янхваджин и Соган возле Хансонбу ( Сеул ). В столице началась паника. Правительство Кореи отправило войска Ли Ён -хуэя занять оборонительные позиции, в устье реки затопили суда с камнями, Дэвонгун успокоил население тем, что послал за помощью в Китай.
Понимая недостаток сил для атаки города, французы обстреляли его, провели разведку реки и вернулись обратно. В ходе обстрела был разрушен бульвар, было уничтожено несколько государственных учреждений и складов.
Роз тем временем бомбардировал генерала безответными письмами с требованием возмещения ущерба (репараций).
26 октября 120 французских морпехов высадились на материке и попытались захватить форт на горе Мунсу, небольшое укрепление, которое обороняли полсотни солдат генерала Эо Чжэ Ён. Форт прикрывал дорогу на Сеул. Десант был отбит интенсивным огнем обороняющихся. Засада корейцев обстреляла поднимавшихся по тропе французов, французы бежали, потеряв 3 человека убитыми и 24 ранеными. Потери корейцев – 4 убитых, 2 раненых и 2 пропавших без вести.
Французская эскадра в отместку обстреляла и укрепление и прибрежные деревни. В начале ноября в Сеул прибыло 1175 «охотников на тигров», прекрасных стрелков. Они составили гарнизоны в крепостях Мунсу и Тхонджин. Кроме того более 4200 крестьян, рыбаков и торговцев из ближайших районов вступили в армию.
7 ноября французы высадили второй десант из 160 морпехов. Форт Чонджок на юге острова защищало 543 «охотника на тигров». Корейцы вновь устроили успешную засаду. Десант потерял троих убитыми и 36 ранеными, после чего отступил. По корейским данным убитых было 6.
В итоге французы смогли укрепиться только на острове Канхва, обстреливая другие корейские укрепления и проводя разведку. Очередное письмо Роза (кого-то из его соотечественников он мне напоминает....) содержало лишь требование освободить двух миссионеров, судьба которых была неизвестна и которые, возможно, находились в корейской тюрьме. Вместо ответа Роз наблюдал только постоянное прибытие к побережью все новых корейских войск.
Зима была близка, а силы корейцев все прибывали... 10 ноября Роз принял решение отступить. Перед эвакуацией французы разрушили и подожгли Канхва-ып, королевский дворец, а также разграбили правительственные здания острова, вывезли все что было у корейцев на складах. На обратном пути корейцы, занявшие все береговые укрепления, обстреляли французские корабли. Так как к этому времени пришли известия, что оставшимся двум миссионерам удалось бежать в Китай, формально цель экспедиции была достигнута.
В общей сложности французы потеряли троих убитыми и около 35 ранеными (по корейским данным гораздо больше). Роз пытался оправдать неудачу экспедиции недостатком сил и тем, что он все-таки показал корейцам могучую силу Франции.
«Экспедиция, которую я только что совершил, какой бы скромной она ни была, могла подготовить почву для более серьезной, если сочтут это необходимым… Экспедиция глубоко потрясла корейскую нацию, показав, что заявленная ею неуязвимость была иллюзией. Наконец, разрушение одного из проспектов Сеула, и значительные потери, понесенные корейским правительством, должны сделать его более осторожным в будущем. Таким образом, цель, которую я поставил перед собой, полностью достигнута, и убийство наших миссионеров отомщено». отчет адмирала Роз от 15 ноября.
Война с 11 октября по 22 ноября 1866 года в корейской историографии получила название Пёнгинянгё (丙寅洋擾 ), «западное вмешательство года Бёнин».
После экспедиции эскадра Роза ушла зимовать в Иокогаму, где встретили первую французскую военную миссию в сёгунате (1867–1868). Одновременно пришли известия о крупных неудачах французских интервентов в Мексике. Требование новой экспедиции против Кореи в следующем году было отвергнуто.
Вдохновленный победой и изгнанием "белых варваров" Дэвонгун усилил политику самоизоляции и подавление католицизма.
Книги, захваченные французами в Канхве, около 297 томов Уигве , протоколы королевского двора последней правящей монархии Кореи, династии Чосон 14-19 веков, стали основой корейской коллекции в Национальной библиотеки Франции. В начале 2011 года президент Южной Кореи Ли Мён Бак и президент Франции Николя Саркози заключили соглашение о возврате всех книг по продляемой аренде. В июне 2011 года в Инчхоне прошли торжества в честь их окончательного возвращения. Коллекция сейчас хранится в Национальном музее Кореи.
Корейцы расценивали столкновение с французами как безусловную победу. Впрочем для них и исход американской экспедиции 1871 года сошел за победу. Только японцам в 1876 году удалось пробить стену в "королевство отшельников".
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам