Инфобизнес и инфоцыгане
Будучи филологом по первому образованию, я всегда обращаю внимание на историю и значение терминов.
Информационный бизнес – продажа информации, знаний и навыков. Сейчас это целая отрасль экономики, которая зародилась в западных странах в 60-х годах XX века и набрала мощь лет через 20-30. Обратите внимание, что инфобизнес приходит туда, где появляется платежеспособный спрос. То есть его развитие - косвенный признак наличия у людей денег.
Волна бурного роста российской экономики в начале XXI века принесла популярность пионерам инфобизнеса в нашей стране. Самым известным из них стал Андрей Парабеллум, из школы которого вышли Николай Мрочковский, проект «Бизнес-Молодость» (лучший ученик – Аяз Шабутдинов) и множество других.
Методы работы Парабеллума и его последователей оказались настолько спорными, что слово «инфобизнесмен» стало ругательством. Агрессивная реклама с обещаниями сладкой безбедной жизни при минимуме усилий, жесткий психологический прессинг, низкокачественные знания и огромные цены. Все это - признаки незрелого рынка, так называемые «детские болезни». Клиентам вскоре становится понятно, что их «надули». Однако горе-тренеры легко находят новых клиентов. Так возник термин «инфоцыгане».
Инфоцыганами в России называют «продавцов воздуха» - людей, которые выдают себя за экспертов и продают очень скромные или вообще «липовые» знания за немалые деньги. Способов продажи масса - семинары, тренинги, курсы, наставничество. С развитием технологий и пандемией наиболее популярны онлайн-каналы продвижения. Интернет не имеет границ, сейчас можно найти клиентов в любой точке мира, находясь в другом конце света. И «горе-тренерам» легко избежать ответственности за некачественную услугу, ведь физически добраться до них проблематично.
Чем же провинились настоящие цыгане? Их предки, родом из Индии, расселились по миру около 1000 лет назад и не создали своего государства. Как и евреи, на протяжении веков они кочевали и заняли свою нишу - ремесло (работа с железом и деревом) и развлечения (цирк, песни, танцы). В результате гонений со стороны оседлых народов отдельные цыгане криминализировались и стали промышлять мошенничеством и грабежами. Так возник миф о «нехороших цыганах». Как всегда, люди по принципу «свой-чужой» переносят негативное мнение об отдельных людях на весь народ.
К примеру, когда в России преступление совершает выходец из Рязани или Хабаровска, об этом не сообщается ничего, потому что он свой. А если преступник из Узбекистана, то обязательно упоминается его национальность, и у людей возникает впечатление, что среди узбеков много преступников. Хотя на самом деле статистика это не подтверждает.
Согласитесь, странно, что есть инфоцыгане, но нет инфобурятов, инфорусских или, к примеру, инфоевреев. Хотя мы знаем, что последователи Остапа Бендера есть во всех уголках мира, пока люди хотят верить в «волшебные таблетки успеха». И цыганский народ тут абсолютно ни при чем. Поэтому для недобросовестных инфобизнесменов я бы предпочел термин «инфожулики».
Как же понять разницу между самозванцами и настоящими экспертами? Чьи знания обладают реальной ценностью и приносят пользу клиентам, а кто «льет воду» и продает «пустышки»?
Увы, для тех, кто не обладает даже начальными знаниями в какой-либо сфере, эта задача практически невыполнима. К примеру, выявить шарлатана от медицины могут только опытные врачи. За минуту. Непрофессионалам же остается надеяться на мнение экспертов.
К сожалению, в последние десятилетия общество стремительно деградирует: люди переходят от серьезного познавательного контента (книг) к развлекательному (интернет, социальные сети, кино). Книги тренируют мозг, заставляя его расшифровывать текст и создавать образы. Развлечения приносят лишь удовольствие без практической пользы. В результате человек отвыкает мыслить критически, сопоставляя и анализируя факты. Все полагаются на каких-то экспертов. Но выдать себя за эксперта сейчас может любой.